Торговые сети ограничили наценку. В чем фокус?
Депутат Госдумы Сергей Лисовский о громкой инициативе торговых сетей
– Все больше торговых сетей ограничивают свою наценку на социально значимые товары, но снижения цен люди практически не замечают. А вот зачем это нужно торговым сетям, обсуждают: в России давно не верят в бескорыстие бизнеса.
Конечно, никакой благотворительности тут нет. Торговые сети работают на опережение. Раньше они стояли на своем, будучи уверенными, что они – священные коровы, которых не тронут. Помню, когда Христенко возглавлял Минпромторг, он в стенах Совета Федерации так и говорил: основа экономики – это торговые сети. А теперь сети поняли, что уже не только народ настроен против них, но уже и чиновники приходят к мнению, что дальше терпеть нельзя. Вот и пошли на опережение.
Но смотрите. Сейчас торговые сети нас убеждают, что они ограничили наценку на социальные продукты десятью процентами. Но ведь раньше-то говорили, что на товары этой группы у них наценка чуть ли не 2-3% всего. Как это понимать? Думаю, тем самым они признали, что наценка у них была гораздо выше.
В то же время все это делается за счет поставщиков. То есть торговые сети заставляют их снижать цену поставки, а наценку делают из расчета прежней ее цены. Но про это они, естественно, не говорят. К чему это приведет? Работая в убыток, поставщики рано или поздно или разорятся, или потребуют повышения цены поставки – а значит продукты подорожают и в магазинах.
Это хорошо видно на примере свинины (кстати, она тоже в списке социально значимых продуктов). Еще в середине 2000-х мы поднимали производство свинины в России. Я сам принимал участие в этом проекте, и могу уверить: удалось достичь отличных результатов. Но потом, к сожалению, цена свинины увеличилась – оттого, что у нас семимильными растут все составляющие себестоимости, особенно энергетика, транспорт, минеральные удобрения и т. д. И в итоге мы дошли до того, что открыли границы и уже 200 тыс тонн свинины импортируем с нулевой пошлиной. То есть уничтожаем собственное производство свинины, снижая и поступления в бюджет, и рабочие места. В итоге у нас упадет производство, и будем вынуждены закупать дороже, чем выйдет собственная свинина.
К сожалению, все это игры не в интересах страны и людей.
Сегодняшняя их инициатива – просто декларация, поскольку это никак не скажется на потребителях. Зато если мы придем в магазин и спросим, что именно стало дешевле, они покажут пирожок, который раньше стоил 60 руб, а теперь – 57 руб. Правда, такие пирожки вы никогда раньше не покупали, и даже не знали, что они существуют. Но это уже детали.
Главное – все эти сегодняшние декларации торговых сетей исключительно для того, чтобы привлечь покупателя, прекрасный маркетинговый ход. Но более всего – для того, чтобы снизить накал в обществе в отношении торговых сетей. Особенно это проявилось в прошлом году, когда даже чиновники заговорили о жадности торговых сетей. Ну и, в третьих, эта их инициатива будет способствовать уничтожению малых торговых сетей, которые еще остались, и которые все-таки мало-мальски, но конкурируют с крупными торговыми сетями.