Андрей Нечаев о российском госдолге: Занимать не страшно. Вопрос – как тратить
Экономист Андрей Нечаев – о мерах, которые придется предпринять правительству в условиях вводимых Западом санкций
Экономист Андрей Нечаев – о мерах, на которые решило пойти российское правительство в условиях вводимых Западом санкций.
Как подсчитала Счетная палата, госдолг России по итогам прошлого года вырос почти на 40%. Прирост составил 5,4 трлн руб. При этом внутренний госдолг увеличился на 4,6 трлн руб. (+45,4%), а внешний – на 1,9 млрд $ (+3,5%). Выглядит впечатляюще, хотя на самом деле ничего неожиданного не происходит. В стране дефицит бюджета, причем непривычно большой для нас, поскольку в последние годы мы жили с его профицитом и он был запланирован в рамках трехлетнего бюджета до 2022-го. Но жизнь оказалась, как всегда, богаче планов правительства.
Можно, конечно, повышать налоги, и власти это делают (хотя повышать налоги в условиях кризиса – это абсурдная политика, как написано в любом экономическом букваре). Но повышения налогов не хватает. А поскольку наше правительство не готово финансировать дефицит бюджета за счет приватизации, то другого пути, кроме заимствований, не остается.
В основном госдолг рос за счет внутренних заимствований, так как из-за санкций западный рынок капитала для России почти закрыт. С точки зрения инвестиционного климата это серьезный негативный фактор: когда на рынок выходит такой заемщик, как государство, частному бизнесу и даже госкомпаниям приходится потесниться – либо отказаться от размещения своих ценных бумаг, либо платить дополнительную премию в виде более высоких процентов, чтобы получить необходимые деньги на фондовом рынке.
Повторю: это вынужденная мера, поскольку резать расходы власти не готовы (и наверное, это было бы неправильно). Другой вопрос, что можно предъявить массу претензий к тому, как тратятся бюджетные деньги. Я не раз об этом говорил: на антикризисные меры средств тратится явно недостаточно. Сама ситуация с бюджетом была бы не столь драматичная, если бы антикризисные меры были более решительные и эффективные. Большие возможности и для перераспределения бюджетных средств – с финансирования «силовых ведомств» на поддержку экономики и соцрасходы, что дало бы неизмеримо больший эффект с точки зрения восстановления экономического роста.
Когда говорят, что заимствования сделаны для инвестиций – это игра словами, лукавство. Потому что сверх бюджета государство ничего не тратит (не считая фонда национального благосостояния): структура и объемы бюджета заданы, они могут как-то корректироваться, но не более. С точки зрения бюджетных расходов рубль «не окрашен»: неважно, откуда он поступил – за счет НДС, акцизов, экспортных пошлин или заимствований.
На простых гражданах эта практика сказывается пока условно положительно, потому что таким образом финансируются бюджетные расходы, а бюджетная сфера у нас огромная, в том числе по занятости. Но надо помнить, что этот долг придется потом обслуживать. Тем более что Минфин на внутреннем рынке занимает под довольно высокие проценты. Если экономический рост восстановится и налоговые доходы увеличатся, то никакой драмы в этом нет, тем более что пока уровень госдолга у нас в сравнении с многими другими странами довольно скромный.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2021 под заголовком «Занимать не страшно. Вопрос – как тратить».