Прогноз экономиста Хестанова: Всплеск смертности и 20 миллионов безработных
Путинские меры поддержки бизнеса оказались фикцией. Экономист объяснил, почему. И чем вся эта самоизоляция закончится
Путинские меры поддержки бизнеса оказались фикцией. Бизнес-омбудсмен Борис Титов пожаловался, что до 80% предпринимателей получают отказы в беспроцентных кредитах на зарплаты сотрудникам. Даже министр экономразвития Максим Решетников не смог взять льготный кредит, когда под видом бизнесмена обзвонил банки. Экономист Сергей Хестанов объяснил, почему у нас все так хорошо на словах, а не на деле.
— Я помню обещания государства, начиная еще с Леонида Ильича Брежнева. И храню как реликвию пожелтевшую книгу, где написано, что в 1980-м году будет коммунизм, и все всем будет бесплатно.
Но будем реалистами. Реализовать большую часть мер поддержки, даже если хотеть это сделать, очень сложно. Нужно проделать серьезную бюрократическую работу, она на самом деле довольно велика, сделать ее за короткое время нереально. А сказать что-то хорошее людям надо. Поэтому делаются такие благостные заявления, а потом спускаются на тормозах факты, что обещанное не случилось.
В Европе и США помощь многие уже получили. У меня даже есть знакомый, который без проволочек получил 1200 долларов, обещанных Трампом. Но там просто бюрократия работает эффективнее. И сейчас в пожарном порядке у нас этого не исправить.
Кроме того, большая часть анонсированных мер или сильно опоздает, или окажется в итоге неэффективной. Дело в том, что реально глубина спада оказалась очень велика. Многие экономисты рассчитали, что для нормального восстановления нужно потратить 10% всего ВВП — это все резервы, которые у нас есть. Наивно рассчитывать, что государство захочет израсходовать все, что есть. Ведь кроме психоза от коронавируса, который, я надеюсь, уляжется за месяц-два, у нас еще есть риски от падения цен на нефть. Поэтому траты будут довольно ограниченными, и где-то до середины мая мы будем слушать по большей части только обещания.
Но проблема в том, что до момента, когда система наконец раскачается, доживут не все предприятия, особенно малого и среднего бизнеса. В Китае, который чуть раньше всех встал на этот путь, ВВП упал на 6,8%, но самое большое падение пришлось на объем розничной торговли, который снизился на 20%. Поэтому грубый ориентир, что 20% мы наверняка потеряем. Но ужас еще и в том, что все сильно зависит от времени — большинство мелких предприятий не выдержат длительного карантина: каждый день простоя для них губителен.
Есть исследование Гарвардского университета, что спад ВВП на 10 процентов вызывает отложенный рост смертности на 5%. На минуточку, это в 1,5-1,6 раза больше, чем смертность в Италии сейчас! Получается, если передержать карантин, это немного снизит смертность сейчас, но через год вызовет всплеск смертности, который будет гораздо больше! Так было после распада СССР, когда сильно упало благосостояние — произошел сильный отложенный скачок смертности. Это очень наглядно — как конвертируется падение экономки в рост смертности. Поэтому призывы с помощью карантина спасать жизни лукавы — сиюминутная польза будет все равно ниже, чем разрушительные последствия в дальнейшем.
Именно поэтому и Ангела Меркель, и Дональд Трамп уже анонсируют постепенный выход из карантина. У Меркель просто была встреча с большим бизнесом, на которой ей прямо сказали: дорогая Ангела, невозможно посчитать, сколько умрет от коронавируса, а вот сколько умрет от голода, посчитать легко! И Трамп, которого я не люблю, действует достаточно разумно. Самое верное, на мой взгляд, — это добровольный карантин. В мире есть масса вещей, опаснее этого вируса. Шансы погибнуть в ДТП в шесть раз больше, чем от коронавируса, но никто же не вводит карантин на транспортные средства!
Пускай каждый сам сделает свой выбор и за него отвечает. У нас большинство не могут себе позволить не работать больше месяца. Уже есть расчеты. Самое оптимистичное, что в начале мая будет пара миллионов безработных, называют и 5-7 миллионов, даже 10 называют, а если до конца мая просидим — будут все 20 миллионов безработных! 20 миллионов из 75 миллионов работающих — мне это страшно говорить, но точно пойдут с вилами!