Всеволод Шиловский: Нам скармливают сериалы-отруби

Сериалы стали одним из главных жанров на ТВ. Мало кто знает, но у нас пионером этого движения был актер Всеволод Шиловский, 40 лет назад снявший «День за днем». Тогда под сериалом подразумевалось совсем другое. Слово – основоположнику.

Сериалы стали одним из главных жанров на ТВ. Мало кто знает, но у нас пионером этого движения был актер Всеволод Шиловский, 40 лет назад снявший «День за днем». Тогда под сериалом подразумевалось совсем другое. Слово – основоположнику.

Тонкий Невинный

Задумка «Дня за днем» была не моя, а замечательного человека, забытого сейчас – барда Михаила Анчарова. Он прошел всю войну, вернулся с полной  орденов грудью, потом окончил ВГИК. Сама мысль о сериале была фантастическая. Но Анчаров подбил меня попробовать, написал сценарий первых трех серий – про коммунальную квартиру, в которых жили 90 процентов населения СССР… Хорошо, а играть кому? Я служил во МХАТе и знал, что председатель Гостелерадио Лапин очень хорошо относился к нашему театру. Поэтому и начал собирать артистов у себя. Удалось уговорить Славочку Невинного, который тогда был еще тонкий, Нину Сазонову, Алексея Грибова – всего набралось 144 артиста.

Собрали первые 9 серий – показали. Электрики в растерянности: стало резко падать напряжение. Хоккея нет, футбола нет. В чем дело? СССР в эти часы вымирал. Наш сериал был о любви, о вере друг в друга – служил людям моральным допингом. Вручая звезду Героя Соцтруда Алексею Грибову, председатель Верховного Совета сказал: «Из пяти лепесточков три – за «День за днем». Это было очень дорого.

Припадочный Глухарев

Качество сериалов сейчас низкое, выработка дикая, режиссурой занимаются какие-то посторонние люди – главное, дешевые. Это видишь сразу, и становится обидно за ремесло. «Глухарь» – популярный сериал. Но если говорить по существу, то кого сделали героем? Алкаша, сумасшедшего, который может тебя пристукнуть и всего лишь сказать потом: «А я нервный!»

Государство без идеологии жить не может. А у нас ее сейчас, к сожалению, нет. Идеология государства – это не кампания по продаже напитков, не лозунги, а каждодневная сложнейшая работа, начиная с яслей и кончая университетами. Качество и моральный кодекс должны идти вместе. Нельзя кормить людей отрубями, мы все же не в блокадном Ленинграде живем.

Есть понятие Родины, есть понятие государства. Подчас между ними многокилометровая разница. А мне хочется, чтобы они были поближе.

1943 год: фифти-фифти еще. Что делает власть (при всех ее недостатках)? Открывает Школу-студию МХАТ. В 1944 году какой фильм выходит на экраны? «В 6 часов вечера после войны». Вот это вера! И я, бывший тогда пацаном, помню в военкоматах очереди из 13–14-летних. Их не брали добровольцами на фронт, но они хотели. А сейчас и в армию-то не идут. Нет «Ивана Бровкина», равняться не на кого. Зато мальчишки выходят на Манежную. Я бы на месте властей крепко призадумался.

Если бы у меня появилась сейчас возможность сделать что-то на ТВ, я бы собрал талантливых (они есть) сценаристов и устроил мозговой штурм. Поставил бы им задачу найти хотя бы одного героя, за которым пошла бы страна. Как в Америке: кризис, кина нет, ужас! Товарищ Рузвельт созывает к себе богатых людей и говорит: «Ребят, скиньтесь, чтобы снять ряд фильмов про героев Америки. Нам надо нацию собирать». И вытащил страну из ямы! Безногий инвалид, а мозги работали на нацию. Ну создайте 3–4 сериала про людей! У нас всё есть: и таланты, и олигархи, с которых власть постоянно на что-то собирает. Так же можно сказать: «Поделитесь на искусство». Но не говорит. Вот это обидно.

визави

Тимур Вайнштейн: В Букине есть своя идеология

В советское время были скорее не теле-, а киносериалы. При этом конкуренции между телеканалами тогда не было, и тематика телевизионных фильмов и сериалов была глобальной. Я бы даже сказал, масштабной: о дружбе, любви, семье, партии…

В наше время сериал – такой же продукт, как и все, что показывается по телевизору. И ему нужно конкурировать. Популярность стала оцениваться не перебоями электроэнергии, а долей и рейтингами… Поэтому, как бы кто ни относился к сериалу «Глухарь», цифры говорят о том, что люди его любят и смотрят. 
Лично я как продюсер больше люблю хорошие, добрые истории с обязательным хеппи-эндом. Когда мы запускали сериал «Солдаты», никто не верил, что об армии можно снимать так весело и по-доброму. «Счастливы вместе» тоже абсолютно семейный проект. Ведь что бы Гена Букин ни делал, он никогда не изменяет жене. И в этом есть важная идеологическая составляющая.

P.S. Тимур Вайнштейн – генпродюсер компании «ВайТ Медиа», занимающейся производством сериалов, программ для ТВ.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика