Вознесенский умер за неделю до съемок

С 19 по 22 апреля канал «Россия Культура» показывает документальный сериал из 4 частей, посвященный памяти Вознесенского. Работу над фильмом «Андрей и Зоя» компания «Авторское телевидение» начала еще до смерти поэта.

С 19 по 22 апреля канал «Россия Культура» показывает документальный сериал из 4 частей, посвященный памяти Вознесенского. Работу над фильмом «Андрей и Зоя» компания «Авторское телевидение» начала еще до смерти поэта.

«Андрей и Зоя» – откровенный рассказ вдовы поэта Зои Богуславской о жизни с Вознесенским и тех культурных событиях эпохи, свидетелем которых была она сама, видевшая весь литпроцесс изнутри. Съемки проходили дома у поэта, на даче в Переделкино, в ЦДЛ, а также в кабинетах Олега Табакова и Юрия Любимова. Руководители театров по первой же просьбе предоставили свои рабочие места Богуславской, сопровождаемой съемочной группой, на неограниченное время.

– Зоя Борисовна – человек-эпоха, – говорит автор сценария и режиссер фильма Наталья Козаченко. – У нее в голове невообразимый объем информации, подробной и детальной, обо всем, что она видела в жизни. Все эти знания она систематизирует и извлекает с поразительной четкостью. Это просто кладезь, компьютер «Пентиум» я не знаю какого будущего поколения.

Авторы фильма беседовали с Богуславской вдвоем – Козаченко и президент АТВ Анатолий Малкин. Какие-то вопросы было удобнее задавать представителю определенного поколения. И потом, есть вещи, спросить которые у женщины может только женщина или, наоборот, лишь мужчина. Богуславская – собеседник интересный и не рядовой, с характером, который проявлялся в ее ответах даже интонационно.

– Не то чтобы она нас ругала – просто ее реакции были очень непосредственными, – поясняет Наталья. – Мы постарались максимально оставить элементы живого общения в фильме.

Волей судьбы группа «Авторского телевидения» оказалась рядом с Богуславской в очень драматический момент – незадолго до смерти поэта. Работу над фильмом начали еще при жизни Вознесенского, он знал о готовящейся работе и должен был сам принять в ней участие.

– Андрей Андреевич до последнего дня был в адекватном состоянии, – рассказывает автор. – Писал стихи, которые подтверждают это, и готов был встретиться с нами для интервью. Но сначала мы ждали, пока он пройдет медицинские процедуры, а потом отложили съемку на лето, чтобы можно было приехать в Переделкино. На 7 июня была назначена встреча, но 1 числа Андрея Андреевича не стало. Мы приняли эту беду, как свою.

Последнюю часть проекта записывали уже после смерти поэта. На даче в Переделкино Богуславская приняла съемочную группу одна. Провела по комнатам, где окончил жизнь Вознесенский, делилась воспоминаниями.
– Зоя Борисовна плакала, – вспоминает Козаченко. – И ей, и нам было тяжело. После смерти мужа у нее изменилось мироощущение. Это превращение заметно и в фильме. Без Вознесенского Богуславская стала беззащитной, ранимой, хотя это она тащила его на себе последние годы. Она все время спешила то от него, то к нему. Интервью постоянно прерывалось – или она ему звонила, или он ей, или сиделки… Мы видели, какую необычайную потребность Андрей Андреевич испытывал в супруге. Связь между ними была удивительная.

Может быть, «Андрей и Зоя» – не «Подстрочник» с Лилианной Лунгиной, получивший премию «ТЭФИ», но работа очень достойная. Остается только сожалеть о том, что число зрителей фильма ограничится традиционно небольшой (зато качественной) аудиторией «Культуры». И утешать себя мыслью, что тот, кто хочет услышать рассказ Богуславской, найдет его на любом канале. В конце концов, отделять зёрна от плевел многим не впервой.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика