В России еще маловато ужасов?

В кинотеатре «Художественный» вручат первую российскую кинопремию в жанре хоррор

Герои «Папиных дочек» полчаса на экране обсуждают предстоящий поход на фильм ужасов. И мальчик, и девочка не скрывают своей радости в предвкушении больших впечатлений.

Аудитория у картин этого жанра растет в геометрической прогрессии. Малолетние дети, разинув рты, наблюдают, как в «Пираньях» прожорливые рыбки поглощают все на своем пути. Их мамы и папы морщатся, но смотрят «Хостел», где господа от скуки платят 10 тысяч долларов за то, чтобы пытать в подвале ни в чем не повинных людей. Бабушки и дедушки не прочь, чтобы им на ночь поставили «Дракулу».
Мода на ужастики привела к тому, что теперь и в России появилась своя кинопремия в жанре фильмов ужасов. 29 января впервые в Москве пройдет церемония награждения лучших оте-чественных и зарубежных лент 2010 года.

Хоррор можно снять за копейки

Каждый год мировой кинематограф производит сотни кинолент в формате от триллера до хоррора. Снимать эти картины просто, сюжеты фильмов построены на одном – герой постоянно лезет в какое-то место, где его поджидает жуткий кошмар. Гарет Эдвардс создал фантастический триллер «Монстры» за копейки – всего за 15.000 долларов! Он умудрился все снять на цифровую камеру. Фильм монтировал в гостиничном номере, дорисовывая на ноутбуке компьютерные спецэффекты.

Российские режиссеры тоже наперебой теперь снимают фильмы ужасов. Правда, многие из этих картин напоминают западные образцы. «Цветок дьявола» Екатерины Гроховской уж очень похож на «Сумерки. Сагу. Затмение» Дэвида Слэйда.

– В России жанр фильмов ужасов находится в совершенно зачаточном состоянии, – считает президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен. – В советском кино культивировался ужас перед иностранными шпионами, вредителями, врагами народа. Настоящим же образцом фильма ужасов я считаю картину Алексея Балабанова «Груз 200», где источником страха выступает представитель власти, который одновременно еще и маньяк. Правда, эту картину неправильно выдают за реалистическую. А все то, что у нас выдается за фильмы ужасов, например «Тоннель», «Лифт» и т.д., – это полная дребедень, очень неумело сделанная. На самом деле и на Западе мастеров ужасов не так-то много: это Хичкок, Марио Бава, Уэс Крэйвен, снявший первый «Кошмар на улице Вязов».

Среди отечественных фильмов в списке номинантов оказались «Носферату: Ужас ночи», «Фобос: клуб страха», «Цветок дьявола», «Темный мир».

Страх перед страхом

Нашествие фильмов про монстров у любого здравомыслящего человека может вызвать вопрос:  а не породит ли все это дополнительные страхи в обществе, не станем ли мы еще более агрессивны и истеричны?

– То, что показывают в фильмах ужасов, часто сильно отличается от реальной жизни, – считает Матизен. – Гораздо существеннее страхи, которые поддерживаются в человеке окружающим обществом: это страх перед хаосом, страх перед порядком и страх перед будущим. 

Полезно или вредно смотреть ужастики?

Елена Добробабенко, психолог:

– В первую очередь это зависит от возраста. Для мужчины или женщины 30–40 лет фильмы ужасов полезны, потому что помогают выпустить агрессию. Для подростков 12–14 лет фильм может быть вреден, потому что в этом возрасте еще размыты границы с реальностью и фильм может сильно испугать и спровоцировать на плохие поступки в реальной жизни. Не стоит дома создавать культ таких фильмов, чтобы не привлечь к просмотру детей. Но и категорически всё им запрещать тоже не стоит – в знак протеста посмотрят в другом месте. Второе – вопрос психологического состояния. Если у человека на данный момент нет стресса или депрессии, то фильм полезен. А если глаза на мокром месте – фильм может спровоцировать панические атаки и кошмары во сне.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика