«Интердевочка», обложенная поролоном

Легендарная «Интердевочка», как и «Маленькая Вера», затрагивающая самые табуированные темы безызъянного коммунистического общества, вышла на экраны в 1989 году. Фильм перевернул не только представления о моральных устоях строителей коммунизма, но и судьбы своих создателей.

Автор повести «Проститутка», которая легла в сценарную основу фильма, Владимир Кунин до сих пор называет свое произведение посредственным. Да и кинокартину он считает довольно средней. Кунин и Тодоровский, до того дружившие, на «Интердевочке» рассорились.

Особую роль в появлении фильма на свет сыграла Мира Тодоровская – супруга известного режиссера, тогда только начинавшая пробовать себя на ниве продюсерства. Без нее бывший фронтовик и постановщик нескольких фильмов о войне вряд ли обратил бы внимание на историю Тани Зайцевой. Но супруга убедила Петра Ефимовича взяться за эту работу, нашла для «Мосфильма» шведских партнеров, и «Интердевочка» началась.

Вообще-то историю медсестры, вынужденной продавать свое тело, Кунин писал, представляя себе в этом образе Татьяну Догилеву. Тодоровский подумывал о Наталье Андрейченко, но не сложилось ни с одной, ни с другой. Режиссер был завален письмами провинциальных бабочек. «Я много лет занимаюсь проституцией, у меня в этом деле большой опыт. Снимите меня в главной роли», – писали они, сопровождая для убедительности свои послания обнаженными фото. Неизвестно, сколько бы еще пришлось разглядывать Тодоровскому этот самиздатовский Playboy, если бы Всеволод Шиловский не предложил кандидатуру Елены Яковлевой.

Но досталось при встрече с актрисой не Шиловскому, а ассистентке режиссера, которая ее привела. «Ты уже несколько месяцев показываешь мне женщин! – негодовал Петр Ефимович. – Где твои глаза? Ну какая она проститутка?» Дальнейший диалог режиссера и актрисы известен доподлинно.
– Давайте хотя бы пробы проведем, грим наложим. – Яковлева никак не хотела упускать роль падшей женщины.
– Вы извините, но у вас нет того элементарного, что есть у них, – деликатно намекнул Тодоровский.
– Интересно, что ж такое есть у них и нет у меня? – уточнила актриса.
– В фильме две серии. Зритель все-таки должен на что-то смотреть. А у вас ничего нет – ни тут ни там!

Дальнейшие пробы все же убедили Тодоровского, что отсутствие пышных форм у Яковлевой – дело поправимое. Сначала режиссер заставлял актрису налегать на мучное, но та так нервничала, что эффект был противоположный: к ужасу съемочной группы, героиня тощала на глазах. Тогда было решено подчеркнуть достоинства Яковлевой, прибегнув к поролону.

Муки поиска главной героини компенсировались легким подбором проституток второго плана: Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова, Любовь Полищук и Анастасия Немоляева вопросов у режиссера не вызвали. Актрис не раз водили наблюдать за своими прототипами – с гостиничных балконов им было видно все. Роль же Яковлевой была не столь поверхностна. Вопрос степени откровенности участия в постельных сценах стал следующим камнем преткновения между ней и режиссером. Так, Тодоровский тайно подговорил Розанову, что в эпизоде, когда ее героиня вытаскивает из ванны голую Яковлеву, та поднимет ее как можно выше – чтобы была видна грудь. Не зная этого, но о чем-то догадываясь, Елена просила не снимать ее ниже плеч и изо всех сил сопротивлялась попыткам дородной Розановой взять себя на руки. Объектив камеры так и оставил наготу Яковлевой за кадром.

Техническую сторону одного из самых эротичных эпизодов – близости героини с клиентом-японцем – тоже можно описывать долго. Скажем лишь, что снималась эта сцена в отсутствие партнера, пот на лице Яковлевой изображал глицерин, а ритмичные движения кровати обеспечил покачивавший спинку режиссер.

Тодоровский очень хотел сделать в «Интердевочке» другой финал. Чтобы Таня Зайцева мчалась в автомобиле на огромной скорости, а потом бы пошел сильный дождь, и она остановилась бы и заплакала… Однако оте­чественные кинофункционеры о другой, нетрагичной, концовке и слышать не хотели.

Эта лента стала первой, которую «Мосфильм» продал на Запад. Авторы получили баснословный по тем временам гонорар. «Мы не знали, что делать с такими деньжищами, – признавался Тодоровский. – Хорошо, что не положили ни на какой вклад, а купили дачу». «Советским экраном» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года и получила тогда еще единственную в стране кинопремию – «Нику».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика