«Еду в Санта Барбару. Я там всех знаю»

Девять лет назад случилось страшное: канал РТР прекратил показ «Санта Барбары». И это в тот момент, когда до конца сериала оставалось всего 97 серий.

Девять лет назад случилось страшное: канал РТР прекратил показ «Санта Барбары». И это в тот момент, когда до конца сериала оставалось всего 97 серий.

Телеканал запустил телевизионную сагу 2 января 1992 года. Есть предположение, что сделалось это в пику ОРТ – тот крутил сериал «Богатые тоже плачут». Рыдали богатые, вместе с ними рыдали и российские женщины, принявшие близко к сердцу историю диковатой Марианны. Именно поэтому понадобилось время, чтобы зритель распробовал «Санта Барбару» – в этом «мыле» была динамика и лихо закрученный сюжет, что очень не походило на переливание из пустого в порожнее, чем и отличаются мексиканские сериалы. Причем многие зрительницы настолько подсели на историю семейства Кэпвеллов, что бросали глажку и варку, едва в эфире начинали звучать позывные сериала.

– Феномен «Санта Барбары» в том, что в сериале было представлено огромное количество разных персонажей, которые присутствуют в каждом из нас, -- объясняет психолог и социолог Анетта Орлова. – Это образы и помощника, и ведьмы, и судей, и трусов. То есть, по сути, зритель находил в героях самого себя и представлял, как бы мог себя вести в той или иной ситуации.

Вокруг «Санта Барбары» творилось сумасшествие: кома Си Си, исчезновение Иден, пакости Джины обсуждались на школьных переменах, в парикмахерских, с соседями. Само название сериала стало нарицательным – до сих пор Санта Барбарой называют запутанные отношения где-нибудь в офисе или дома. Один из популярных анекдотов того времени: «Где отпуск проведешь? – В Санта Барбаре. – Почему? – А я там всех знаю». Рейтинги сериала росли с безумной скоростью, как и стоимость показываемых в нем рекламных роликов. Реклама, кстати, тоже смотрелась с удовольствием и расходилась крылатыми фразами.

Зритель не только привык к героям сериала, но и к тем, кто их озвучивал. Когда дублеров сменили, на канал посыпались возмущенные письма – в них писали, что новые голоса совсем не подходят актерам. РТР пришлось пойти на уступки и вернуть прежних дублеров. 

Так совпало, что «Санта Барбара» стала первой американской мыльной оперой, запущенной нашим телевидением после распада СССР, когда в дефиците было все, включая деньги. Сериал же отвлекал от проблем – пропагандируемые им шик, блеск и красота завораживали. По сути, он был суррогатом той жизни, которую хотелось бы прожить, но которая была недосягаема.

В 1998 году «Санта Барбару» убрали из вечерней сетки сериал, перенеся показ на утро. Это сразу отразилось на рейтингах и закончилось тем, что канал решил отказаться от покупки новых серий. Последний эпизод показали 17 апреля 2002 года. До финала оставалось всего 97 серий, но зритель их уже не увидел. К тому моменту на нашем телевидении уже обосновались всевозможные сериалы, как хорошие, так и не очень: американские, австралийские, французские, подоспели и телесаги отечественного разлива. Если бы «Санта Барбару» запустили в нулевых, вряд ли она была также востребована, как в девяностых.

– Дело в том, что звездная культура, которая представлена сейчас во всех СМИ, превратила обывателей в участников искусственно созданной Санта Барбары, -- говорит Анетта Орлова. – Достаточно открыть журнал, включить телевизор или войти в Интернет – там одни и те же лица бесконечно женятся, разводятся, сходятся, скандалят, делят наследство. И все это происходит практически в режиме реального времени – нет нужды отвлекаться еще и на киноактеров.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика