Вдова Семена Фарады: Все терпела, потому что любила...

Sobesednik.ru пообщался с вдовой Семена Фарады, заслуженной артисткой РСФСР Марией (Мариной) Витальевной Полицеймако

Фото: Семен Фарада и Мария Полицеймако // личный архив семьи Семена Фарады

Sobesednik.ru пообщался с вдовой Семена Фарады, заслуженной артисткой РСФСР Марией (Мариной) Витальевной Полицеймако.

«Уно, уно, уно, ун моменто» – эти строки напевала вся страна, после того как на экраны вышла легендарная картина Марка Захарова «Формула любви», где Семен Фарада сыграл подручного графа Калиостро. За спиной актера около 80 ролей в кино («Гараж», «Тот самый Мюнхгаузен», «Чародеи») и 30 лет служения любимой Таганке. Этот застенчивый человек, совсем непохожий на привычный облик актера, выходил на сцену, чтобы поделиться своими горестными неудачами, которые следуют за ним по пятам. Еще никто не смог так рассмешить, как он, и, наверное, не сможет. 20 августа 7 лет назад не стало народного артиста РФ Семена Львовича Фарады.

Семен Львович Фарада родился 31 декабря 1933 года в селе Никольское Московской области. Его папа, Лев Соломонович (офицер), и мама, Ида Давыдовна (окончила рабфак по специальности «фармацевт»), хотели, чтобы их ребенок получил нормальную профессию, например пошел учиться в танковую академию.

[:image:]

– Семен с детства хотел стать артистом, – рассказывает вдова актера Мария Витальевна. – Родители запретили ему идти в актеры, считали, что это вообще не профессия. В танковую академию его не приняли, так как не сдал нормы ГТО. Недолго думая, решил, что сядет в трамвай и куда тот привезет, там и пойдет искать университет. Судьба привела его в МГТУ им. Баумана. Сеня был первым евреем, которого зачислили, так как по негласному распоряжению старались не брать студентов с нерусскими фамилиями. Но он не знал этого. Как ему казалось, он успешно написал сочинение. Когда огласили результаты, у него было чуть ли не 11 ошибок! Оказывается, в его работу специально внесли глупые исправления, притом другой ручкой. Так как его мама была очень бойкой женщиной, то она добилась переэкзаменовки. Сеня очень хорошо учился в институте, но начертательная геометрия хромала. Там был педагог, который его любил и помогал ему. А заведующий кафедрой – антисемит. Когда он просматривал работы Сени, то не поверил, что это его рук дело. Тогда начал буквально допрашивать, кто это начертил. Но Сеня не выдал преподавателя, спас его. Но мужа отчислили и послали на Балтийский флот, где он активно участвовал в самодеятельности. Потом восстановился в институте и закончил его. Долгое время работал инженером по котельным установкам. Спустя время родители поняли, что совершили ошибку, когда увидели, что сын не собирается оставлять сцену. Его мама очень переживала из-за того, что он потерял много времени, ведь мог намного раньше начать актерскую карьеру.

Через год после демобилизации из армии Семена Фараду пригласили в студию «Наш дом» как лауреата конкурсов студенческой самодеятельности, которой руководили Марк Розовский, Альберт Аксельрод и Илья Рутберг.

– Он и по ночам репетировал, но ни копейки за это не получал. Ему было важно накопить опыт, подучиться. Через два года студию разогнали из-за того, что не играли патриотические спектакли об успеваемости студентов. Тогда многие артисты пошли в «Москонцерт», куда позвали и Сеню.

Первым опытом работы артиста на телевидении стала детская образовательная телевизионная программа «АБВГДейка», где он играл грустного клоуна Сеню. Этот персонаж в 70-е принес Фараде небывалую популярность.

– Его очень полюбили дети, приходило огромное количество писем. Он говорил, что играл самого себя. Знаете, внешне он всегда улыбался, но глаза были грустными. Ему пришлось уйти из передачи, так как председателю Гостелерадио Лапину не понравился профиль Сени.

«Клоуна с таким носом не должно быть. После этого я начал приходить за час до съемки для того, чтобы мне подтянули нос. Через два года товарищ Лапин объявил войну создателю программы Эдуарду Успенскому. В знак солидарности ушли и мы». (Из книги С. Фарады «Уно моменто!». – Авт.)

Семен Фарада дебютировал в кино в 1967 году в эпизодической роли туриста в фильме Семена Райтбурта «Каникулы в каменном веке». Спустя 4 года сыграл пионервожатого в картине Валерия Ахадова «Вперед, гвардейцы!»

[:image:]

В 1972 году режиссер Юрий Петрович Любимов пригласил Фараду в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где артист прослужил около 30 лет.

– Петровичу было наплевать – актерское образование или нет. Главное, чтобы был талант и трогало душу. Он очень любил Сеню и ценил его шутки: «Отсебятину Фарады – утвердить!»

Мы поинтересовались у Марии Витальевны, нужно ли обязательно заканчивать театральный, чтобы стать актером.

– Есть много случаев, когда человек без всякого образования становится гением. Все очень индивидуально. Всё от Бога.

В 1979 году Семену Львовичу посчастливилось сняться в блистательных картинах легендарных режиссеров: у Марка Захарова в «Том самом Мюнхгаузене» и в «Гараже» у Рязанова.

«Мне кажется, что в фильме я оказался совершенно случайно, потому что на кинопробы пригласили Ролана Быкова и меня на одну и ту же роль. Узнав об этом, я не хотел даже приходить на кинопробы. Мне задавали провокационные вопросы, я отшучивался. Потом Рязанов объяснил, что не хотел, чтобы на съемочной площадке были два режиссера». (Из книги С. Фарады «Уно моменто!». – Авт.)

Потом последовали настоящие звездные роли в картинах, которые стали классикой советского кинематографа: «Чародеи», «Предчувствие любви», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов».

Одной из излюбленных своих киноработ актер считал роль пожилого портного Хаймовича в лирической комедии «Попугай, говорящий на идиш» режиссера Эфраима Севелы, а партнершей Семена Львовича по фильму стала его жена Мария.

– Там он сыграл мудрого мужчину, который всю жизнь любил одну женщину и пережил многое. На самом деле Семен мечтал о трагической роли, ведь ему постоянно предлагали комедийные. Хотел сыграть шекспировского короля Лира. Вообще, когда он смотрел фильмы со своим участием, то всегда молчал, никогда не восхищался, не ругал.

90-е годы в кинемато-графе негласно именуют временем «бескартинья», когда практически ничего не снималось. Именно тогда многие актеры сломались, не выдержав невостребованности, и ушли из профессии.

[:image:]

– Не могу сказать, что ему было слишком трудно. Он продолжал успешно сниматься и играть в театре.

В последнее время молодые режиссеры часто предлагали Фараде сняться в своих работах. Как говорил в одном из интервью сам актер: «При этом они не показывают сценарий, говоря: «Ты сыграй, неважно, про что фильм!» От таких предложений я всегда отказывался».

– Сеня не мог терпеть небрежного отношения к профессии. Был честным и порядочным человеком. Никогда ничего не делал сразу, всегда все обдумывал. Никто не мог так рассмешить, как он. В его юморе было много разума, достоинства и неожиданности. Он очень всем нравился, несмотря на то, что, может, и не был красавцем. Эти усики... В нем было много мужского.

К своей известности артист относился с юмором.

– Никогда не хвастался своими работами в кино. Всегда говорил: «Все хорошо». Как в жизни, так и в одежде был очень скромным. У него было всего 2–3 костюма. На репетицию ходил в джинсах.

Мария Витальевна сразу заметила застенчивого паренька, которого пригласил в Театр на Таганке сам Юрий Любимов.

– Помню, подошел ко мне человек очень сдержанный, обаятельный и интересный. Мы с ним как-то сразу подружились. Навсегда запомнила, как загоралась и какое волнение испытывала, когда он был рядом. Два года просто общались, потом захотели узаконить наши отношения. Ведь он был несвободен, и я тоже. Многие журналисты писали, что у него до нашей встречи было два официальных брака, но это не так. У него единственный брак только со мной (улыбается).

Зачастую актерские браки быстро распадаются, потому что два эмоциональных человека не могут ужиться друг с другом. Семен Львович и Мария Витальевна прожили вместе 35 лет.

– Бывало, что ссорились. Он иногда говорил: «Для тебя существует только твой театр!» Он очень любил, когда я дома, у плиты. Когда меня утверждали на фильмы, а его нет, Сеня мог сказать: «А я заболел. Поэтому ты не будешь сниматься». И я много упустила таких шансов. Конечно, жалела, было неприятно и несправедливо. Может, моя жизнь бы сложилась по-другому... Не могла пойти против его слов, терпела, потому что очень любила.

Семен Фарада впервые стал отцом в 42 года.

– Он обожал Мишу. Как сам говорил, что до 4 лет не выпускал его из губ. Гордился успехами сына, всегда поддерживал, но не помогал поступать в театральный. Никогда не ругал, больше наблюдал за ним. Мы с Семеном все время пропадали на работе. Конечно, Мише иногда не хватало нашего внимания. Понимаете, театр забирает практически все время. Человек приходит домой, начинает учить роль, повторять старые, готовиться к спектаклям. Актер постоянно находится в процессе, даже дома. Многие юноши и девушки идут за сказкой, потому что им кажется, что жизнь актера – сплошной праздник. Но это не так. Это очень зависимая профессия: сегодня ты понравился режиссеру – дали роль, а завтра – нет. И дело даже не в таланте. Многие актеры ломаются, потому что не хотят прогибаться.

[:image:]

Все привыкли видеть Фараду улыбчивым, травящим шутки…

– Дома он был замкнутым, молчаливым. На первый взгляд даже не скажешь, что он артист. В нем не было ничего манерного, звездного. Он был трудягой. Свой день начинал с того, что гулял с собакой, потом мог переделать сотню дел и оставлял мне записки: «Миша накормлен», «Продукты куплены» и т.д. За ним была как за каменной стеной.

– Ел очень быстро и по-деловому, – продолжает Мария Витальевна. – Постоянно ему говорила: «Ну что все время ешь, как будто машину заправляешь бензином?! Скажи, хоть вкусно?» В ответ очень быстро проговаривал: «Да-да, вкусно, вкусно». Он ничего не мог ни починить, ни приготовить, точнее, не умел. И Миша ничего не умеет. Но это простительно, ведь у мужчин другая задача – зарабатывать деньги. В нашей семье все трудоголики.

Семен Львович практически все время был занят: то учил новый сценарий, то пропадал на репетициях.

– После съемок очень уставал. Мог прийти и лечь спать, а мог еще домашними делами заниматься. Помимо съемок и театра, у него были постоянные концерты. Ведь я не могла так восполнить бюджет, как он. Не могу сказать, что мы жили в роскоши, но не бедно. Правда, ничего сверхъестественного не могли себе позволить. Например, никогда не ездили за границу отдыхать, только с театром, когда были на гастролях. Со временем купили маленький старый домик в Подмосковье. Там очень красивая природа, рядом лес. Больше всего Сене нравилось сидеть на веранде, играть в футбол или гулять по берегу моря. Часто ездили в Коктебель, потому что у Мишеньки были астматические явления. Вообще, Семену нигде не было так хорошо, как на сцене.

В конце 80-х годов у Семена Фарады ухудшилось здоровье. Ему сделали операцию на сердце и поставили искусственный клапан. В 2000 году ушел из жизни его близкий друг Григорий Горин, и у актера случился инсульт. Спустя время он сломал шейку бедра. Затем последовали еще операции, после которых артист уже не мог встать с коляски. В 2003 году перенес второй инсульт, но так и не смог полностью восстановиться.

– Это было тяжелое время для нашей семьи, – признается Мария Полицеймако. – У нас не хватало денег на лекарства, и нам помогали все, кто мог. И мы благодарны тем людям. Помню, любимая фраза Сени была: «Не вешай нос, прорвемся». И он до самого конца отчаянно рвался к жизни. Напоследок мне сказал: «Прости меня», и я его простила. Он не жалел, что так сложилась его судьба. Знаете, несмотря на все перипетии, он был на редкость счастливым человеком.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика