"Кинотавр-2016": секса много, шедевров мало. А денег невпроворот?

Чем разочаровали главные фильмы фестиваля «Кинотавр»-2016, рассказывает корреспондент Sobesednik.ru

Фото: «Зоология» // архив пресс-служб

Чем разочаровали главные фильмы фестиваля «Кинотавр»-2016, рассказывает корреспондент Sobesednik.ru.

Наш обозреватель побывал на 27-м открытом кинофестивале «Кинотавр», который недавно завершился в Сочи. Осталось дурное послевкусие и ощущение того, что кино в нашей стране стало чрезмерно вращаться вокруг интимной тематики...

В гостинице в центре Сочи разместили всех участников фестиваля, для артистов – all inclusive, им оплатили роскошные номера, питание и множество изысков. А для журналистов система иная: мы должны были заплатить 6 тысяч рублей за аккредитацию на «Кинотавре». Подобных поборов, кстати, нет ни на одном из десятков кинофестивалей России. При этом фестиваль в Сочи так же, как и другие, существует при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. В общем, ощущения кризиса там точно нет. Звезды жили в гостинице, где стандартный номер стоит минимум 8400 с питанием, но в них заселялись молодые и малоизвестные деятели кино, а вот звезды, как нам сообщили в отеле, жили в студиях стоимостью от 18 тыс. в сутки, а уж совсем великих кинодеятелей селили в апартаменты за 72 тыс. рублей. В программе фестиваля почти каждую ночь были тусовки на пляже на берегу моря, банкеты закатывали на полную – дорогой алкоголь, деликатесы. Правда, некоторые гулянки оплачивали спонсоры фестиваля, не всё финансировалось из госбюджета. Артисты загорали на специальных вип-пляжах. Чтобы туда пройти, нужно было миновать несколько постов охраны. А кто в море не хотел купаться, мог плавать в бассейне под открытым небом с морской водой с подогревом.

На суд жюри, которое возглавил режиссер Николай Лебедев (создатель фильмов «Экипаж», «Легенда №17», «Волкодав из рода Серых Псов». – Авт.), представили 14 полнометражных фильмов. Посмотреть конкурсные фильмы простые жители города Сочи не могли. Чтобы получить аккредитацию на фестиваль, им нужно было заплатить 15 тысяч рублей, билеты на отдельные картины не продавали. Справедливости ради нужно сказать и о том, что для людей по вечерам устраивали бесплатные показы неконкурсных киноновинок на театральной площади города.

[:image:]

Мне удалось посмотреть четыре фильма, на остальные, честно говоря, идти не захотел. Драма «Зоология», которая получила по итогам фестиваля приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, снял молодой режиссер Иван Твердовский. Вкратце суть в следующем: у женщины, которая работает в зоопарке, вырастает из спины большой хвост. Она обращается в поликлинику, ее отправляют на рентген. Там она знакомится с врачом-рентгенологом, у них завязывается роман. Он ее фотографирует с хвостом в разных позах. Пара приходит на дискотеку. Там во время танца у сотрудницы зоопарка из-под платья просматривается хвост. Окружающие в панике разбегаются. Придя ночью на романтическое свидание в зоопарк, влюбленные предаются любовным утехам. Врач начинает сосать хвост своей пассии – этот момент в фильме показывается крупным планом и особенно смакуется. Финал картины – женщина в отчаянии садится хвостом на нож. О чем этот фильм, я так, честно говоря, и не понял. Бюджет его, по данным сайта «Кинопоиск», 3 миллиона долларов. Какую часть из них оплатило Министерство культуры РФ, неизвестно, но, думаю, немало денег из госбюджета потратили...

[:image:]

Фильм, получивший Гран-при «Кинотавра», – «Хороший мальчик» – досмотреть до конца я не смог. Мне было неясно, что хочет автор сказать и почему нужно смеяться над этими шутками.

– Типичный американский юмор, – подметила в беседе со мной политик, экс-заместитель председателя ГД РФ, которая была специальным гостем кинофестиваля, Ирина Хакамада.

[:image:]

Картина рассказывает об ученике старших классов. Роль главного героя сыграл 16-летний Семен Трескунов, впрочем, актерским мастерством парень овладел неплохо. Герой Семена сначала влюбляется в молодую учительницу английского языка, она приглашает его в гости, угощает вином, включает эротику, целует. Потом школьник убегает домой, чтобы принять душ в надежде на интим, но дома его задерживает отец (его сыграл Константин Хабенский). К своей пассии он попадает только на следующий день, а у нее в квартире уже «занимается английским» директор школы (в этой роли Михаил Ефремов). Тогда школьник переключает внимание на одноклассницу, у которой якобы силиконовая грудь. Она встречается с неформальным лидером школы, привыкшим решать вопросы кулаками. Семену удается потрогать грудь школьницы. Об этом узнает ее ухажер и на глазах у всех решает устроить прилюдное унижение героя Трескунова. Вдруг зачинщика потасовки подзывает один из прохожих, протягивает ему 200 рублей и неожиданно писает на него. Драчун с позором убегает. Потом директор школы ведет «хорошего мальчика» в игровые автоматы, узнав о его везучести. Честно признаюсь, досматривать фильм не захотел. После такого кино не нужно удивляться истории молодой учительницы из Волгоградской области, которая занималась сексом с 15-летним учеником.

– Понимаете, анатомические подробности не являются предметом искусства, – поддержала мое недоумение заслуженная артистка России Алика Смехова. – Сейчас стало мало чего нельзя, всё можно. Все-таки должны быть какие-то ограничения.

[:image:]

Впрочем, сексуальная тематика давно стала трендом российского кино, мы стали слишком часто шутить на интимные темы. То ли сказывается наше прошлое – «в СССР не было секса» – и сейчас дорвались, то ли вседозволенное настоящее. Помнится, в прошлом году во время пребывания на Казанском международном кинофестивале я общался с режиссером Владимиром Меньшовым, говорили мы в том числе и о цензуре в кино. Ограничители 18+ не срабатывают, это мы все увидели на примере 16-летнего актера Семена Трескунова, который на «Кинотавре» посещал все фильмы, невзирая на возрастной ценз.

– Молодым режиссерам нужны ограничения, иначе они будут, простите, с голой задницей выпускать актеров на сцену или в кадр, – сказал тогда обладатель «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит». – Вот, например, мне, или Эльдару Рязанову, или Георгию Данелии не нужны никакие рамки. Мы сами, когда снимали кино, четко понимали, что можно, а что нельзя показывать. При этом у нас была довольно жесткая цензура, кое-что заставляли вырезать, что не всегда шло на пользу картинам.

[:image:]

Однако сам Владимир Валентинович, несмотря на свои заслуги в области киноискусства и звания, не может добиться денег для новой картины.

– Я хотел снять в 2006 году фильм в неожиданном для меня жанре мюзикла, – рассказывал нам народный артист России. – Давно была задумка экранизировать пьесу венгерского драматурга Ференца Мольнара. Я написал сценарий, главные роли по сюжету – мать и дочь – по понятным соображениям должны были играть Вера и Юля. В картине планировал снять Анатолия Лобоцкого, Марию Аронову, Александра Адабашьяна. В общем, компания неплохая собралась. Мы сняли пробный эпизод, рабочее название уже было – «Салонная драма» или «Большой вальс». Минкульт выделил деньги на съемки, но это была лишь четвертая часть необходимых средств. Тогда я пошел по так называемым денежным мешкам. Было унизительно сидеть в приемной, потом объяснять, что хочешь снять хороший фильм. Казалось бы, за спиной «Оскар», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Шырли-мырли» – ан нет, смотрят олигархи снисходительно, а порой и презрительно. У них таких просильщиков, как я, полно, и мы им надоели до чертиков. Так и не смог найти деньги на съемки, меня это очень подкосило.

А вот молодым везде у нас дорога, вот только куда она ведет – большой вопрос...

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика