Ксения Ильина: Когда тебе 50, а ты снова на перепутье
Обозреватель Sobesednik.ru — о новом фильме Тома Тыквера «Голограмма для короля» с Томом Хэнксом в главной роли
Обозреватель Sobesednik.ru — о новом фильме Тома Тыквера «Голограмма для короля» с Томом Хэнксом в главной роли.
У Алана Клея (Том Хэнкс), среднестатистического американца, все идет не то чтобы очень хорошо: скандалистка-жена изводит денежными требованиями, среднепутёвая, но все-таки любящая дочь подрабатывает официанткой, чтобы оплачивать колледж, хотя Алан в десятый раз заверяет ее, что все финансовые проволочки — это совсем ненадолго. На работе тоже не очень спорится, поэтому, когда судьба заносит мистера Клея путем сомнительной командировки в Королевство Саудовская Аравия, он цепляется за соломинку. Алан везет в страну нефти и строгих нравов презентацию IT-проекта, в случае успеха которого все точно должно наладиться — а это очень важно, когда тебе 50, а ты снова на перепутье.
Продуктивного начальника, щелчком пальцев решающего все проблемы — от задыхающихся и голодающих офисных работников, вдруг оказавшихся в шатре посреди пустыни, до самого проведения решающей презентации без каких-либо намеков на wi-fi сигнал — из героя Хэнкса, конечно, не получается. К тому же того самого короля еще надо доискаться и сделать так, чтобы он оказался в Саудовской Аравии в одно время с тобой, что на деле тоже задача не из легких. Впрочем, вопрос даже не в этом, а в том, как превратить все бедствия, перекочевавшие вместе с героем в аравийскую пустыню, в некое откровение свыше.
Режиссер Том Тыквер, в свое время явивший миру экранизацию зюскиндовского «Парфюмера», перемещения в погоне за смыслом культовой рыжеволосой барышни в «Беги, Лола, беги» и фантастический «Облачный атлас», снятый совместно с сестрами Вачовски, на этот раз берется за роман обладателя Пулитцеровской премии Дэйва Эггерса. Вслед за ним Тыквер рассказывает историю милого неудачника Алана, избирая для повествования то ли форму драмы с экзистенциальным налетом, то ли комедию, только довольно грустного толка, то ли трагикомедию с отнюдь не трагичным финалом. Невооруженным глазом видно, что вся эта саудовская экзотика Тыкверу очень нравится, вот только остается ощущение, что изучил он ее откровенно так себе, по верхам: гладкошуршащие пустыни, дискриминация женского населения вплоть до благородных профессий (несмотря на то, что Клею всячески везет и жизнь сводит его с прекрасным доктором в хиджабе), грандиозные планы строительства города мечты в центре пустыни. Вдобавок ко всему, конечно, страх быть взорванным на каждом шагу — все это уже слыхали, знаем: переосмысливать замусоленные представления о далекой стране Тыквер не берется. Да ему это, кажется, и не приходит в голову: ведь, в конце концов, излеченный душевно и физически Клей наслаждается обществом своей прекрасной спасительницы на берегу Красного моря, и, очевидно, преград для союза таких различных ментальностей Тыквер не видит. «На самом деле мы с тобой очень похожи», — говорит Алану доктор, а впоследствии его возлюбленная Захра (Сарита Чоудри). Похожи не только Алан и Захра, но и Алан с Юсифом — верным героем-водителем, не раз выручавшим непутевого американца из бед, валящихся ему на голову в количестве песка в пустыне. Юсиф любит Элвиса Пресли и группу «Чикаго», а через какое-то время Алану приходятся по душе и арабские мелодии, которыми Юсиф наполняет пространство вокруг себя в перерывах от раздумий о судьбе арабского народа и возможности демократической революции.
Режиссерская метафора проста: душевное освобождение следует за освобождением физическим, когда после операции к Алану возвращается привычный взгляд на жизнь. Порой несладкую, непредсказуемую и одаривающую в тот момент, когда (и где) меньше всего этого ждешь: таков уж закон жанра, на который не могут повлиять сколь угодно строгие нравы.
[:wsame:][:wsame:]