07.05.2016

Андрей Шемякин: История и истерия, или Зато про войну

Кинокритик Андрей Шемякин объяснил Sobesednik.ru, почему в современной России наступил кризис военного кинематографа

Фото: Великая отечественная война // Евгений Халдей / Global Look Press

Кинокритик Андрей Шемякин объяснил Sobesednik.ru, почему в современной России наступил кризис военного кинематографа.

– Кино о войне всегда было тем пластом, на котором выяснялась историческая истина. Выяснялась с трудом: в СССР сильно влетало авторам, выходившим за рамки официоза. Как ни странно, самым свободным было кино о войне 40-х годов, именно военных лет. Взять «Два бойца», «Однажды ночью». Эти картины снимались в эвакуации, вдали от сталинского агитпропа, и потому были возможны.

Военная тема в искусстве менее всего пригодна для идеологического воздействия. Но вместе с тем очень выгодно построить сверху идеологию. Тема стала заложницей современных разборок, и сегодня мы получаем в лучшем случае качественный ремейк, как, например, фильм Николая Лебедева «Звезда» – новая версия картины Александра Иванова 1949 года, или насквозь официальную идеологическую поделку, цель у которой одна – возразить клеветникам. Нельзя приватизировать патриотизм, нельзя его идеологизировать. Сегодня это понимают немногие. И режиссеры либо не снимают о войне, потому что это официоз, либо снимают строго в отведенных рамках.

[:image:]

Однако сегодня очень сильно изменился зритель, изменился социальный состав. Какие темы сегодня могли бы привлечь зрителя? Я считаю, например, что это тема тыла, о которой сказано очень мало. Был фильм «Особо важное задание» 1980 года – я не большой его поклонник, но тем не менее… Вот сегодня, на мой взгляд, об этом можно и нужно снимать. Зритель потому и не смотрит, что ему не предлагают новых идей. А еще потому, что искусство врет. В сложных, спорных темах искусство всегда давало ответы или по крайней мере ставило вопросы, а сегодня этого нет.

А кто сегодня герой фильма о войне? В 60-х это был солдат, тема была – солдат против генерала. Генерал-то, может, весь положительный, но он приехал и уехал, а весь ужас ложится на плечи солдата. Потом, в 80-х и в начале 90-х, героями стали мальчишки, и в этом можно было угадать трагедию Чечни. А сейчас кто герой, непонятно, и в любом случае мы оказываемся в плену стереотипов.

И так не только в России. Как пробивались французы, итальянцы к своей правде о вой­не? Тоже с огромным трудом. Были и осуждение, и запреты. Но это работа, которую необходимо проделывать, потому что военная тема – всегда минное поле исторического самопознания.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика