"Артдокфест": люди стояли в очередях за дефицитом реальности
«На "Артдокфесте" победил Крокодил Геннадий» — репортаж Sobesednik.ru
«На "Артдокфесте" победил Крокодил Геннадий» — репортаж Sobesednik.ru.
Фестиваль документального кино «Артдокфест» проходит в Москве с 2006 года, с 2014 года он стал международным. С прошлого года проходит параллельно в Санкт-Петербурге, также второй год — отдельным блоком — в рамках Рижского международного кинофестиваля.
В 2015 году гонимый властями фестиваль состоялся в девятый раз, не смотря на отсутствие финансирования и давление Минкультуры. В России и Москве проходит десятки кинофестивалей, но, безусловно, в наши дни самым интересным я бы назвала «Артдокфест», потому что только на нём можно увидеть реальность происходящего в России и за её пределами.
Насколько этот дефицит реальности острый в нашей стране, можно было воочию убедиться, придя в кинотеатр «Формула кино Горизонт», где проходили основные показы «Артдокфеста». В фойе — не протолкнуться. Очереди за билетами, которые на многие сеансы заканчивались ещё утром.
Особенный ажиотаж случился вокруг фильма «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родченко — люди готовы были купить билеты за любые деньги. 79-летняя пенсионерка, в прошлом геолог, Галина Корницкая три часа дежурила у кассы, утверждая, что заветный билет для неё всё равно появится — откуда ни возьмись, потому что она счастливая. Так и вышло. Кассирша кинотеатра неожиданно извлекла откуда-то заветную синюю бумажку. Галина Георгиевна победно потрясала билетом, а окружающие аплодировали и радовались за неё.
[:image:]
Надо сказать, что фильм о Борисе Немцове стоил того, чтобы его увидеть — в нем политик предстал живым веселым человеком, который умел наслаждаться каждым моментом жизни...
В прошлом году на показах фестиваля даже именитые режиссеры сидели на ступеньках в кинозалах — мест хронически не хватало. Можно было ненароком наступить, например, на Андрея Звягинцева. Кстати, в фильме «Кино — общественное дело» Татьяны Брандруп режиссер выступил в поддержку «Музея кино», который много лет был для него центром культурного общения, но, как известно, музей закрыли.
В этом году сидеть на ступеньках запретили — в целях якобы пожарной безопасности.
Народный артист России, режиссер Андрей Смирнов вышел взбудораженный после показа фильма Сергея Лозницы «Событие» — о неудавшейся попытке государственного переворота, предпринятой в августе 1991 года, которая привела к распаду СССР. Фильм стал призером Венецианского фестиваля и получил гран-при на международном кинофестивале в Риге.
— Замечательный фильм! В ближайшее время я запускаю свой новый серьезный проект, который имеет отношение к фильму Лозницы. Но мне сейчас надо помалкивать, через год-полтора я объясняю вам почему, — озадачил Андрей Сергеевич.
Заслуженный деятель искусств, прекрасный композитор Сергей Никитин вышел потрясенный с просмотра фильма «В поисках Бабеля» Дэвида Новака, в котором в год 75-летия расстрела писателя его внук Андрей Малаев-Бабель открывает подробности гибели деда.
— Внук Бабеля Андрей Малаев вовлёк нас с женой Татьяной в этот фильм, хотя мы обыкновенные читатели и почитатели творчества Бабеля. Темное прошлое прорастает в настоящем. Очень тяжелый фильм, — вздыхает Сергей Яковлевич.
[:image:]
Также музыкант посещал фильмы программы «Психолоджи.док. Отцы и дети», в которой показывали откровенные фильмы о непростых отношениях родителей и детей. После каждого просмотра фильм можно было обсудить с профессиональным психологом, задать какие-то свои, волнующие душу вопросы.
Все дни фестиваля над ним нависала угроза закрытия — уже девять лет он находится в оппозиции к власти и форматному телевидению.
— Наступило время, когда отечественное ТВ вошло в фазу невменяемости и оппонировать ему стало как-то даже неловко. А потом и страна вошла в пике «патриотического» угара, и наш конфликт приобрел системный характер. Вплоть до того, что в прошлом году наша позиция была объявлена антигосударственной, — говорит президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский.
«Артдокфест» лишили господдержки. Министерство культуры отдало сумму гранта, предназначенную для «Артдокфеста», фестивалю северокорейского кино... Однако Фонд Михаила Прохорова решил поддержать опальный фестиваль.
В чем оппозиция «Артдокфеста»? Неужели только здесь можно открыто говорить на темы, которые нас всех волнуют: Украина и Донбасс, Чечня, российская власть; судьба представителей меньшинств; наркозависимость; любовь, поиск цели и счастья? Выходит, что так...
На фестивале вручается три регламентных приза, присуждаемых членами жюри. В конкурс «Артдоксеть» (с 2013 года) включаются фильмы, выложенные в свободный доступ в сети интернет, победителя выбирают зрители.
[:image:]
В этом году Гран-при получил американский режиссёр Стив Хувер за свой документальный фильм «Крокодил Геннадий». Эта лента о священнике и общественном деятеле из Мариуполя Геннадии Мохненко, который стал знаменитым, патрулируя улицы и забирая в основанный им центр для беспризорников «Республика "Пилигрим"» бездомных детей-наркоманов — часто против их воли.
Лучшим полнометражным фильмом стал «Чечен» режиссера Беаты Бубенец. Действие «Чечена» разворачиваются во время событий на Майдане, в Крыму и на Донбассе. Главный герой — чеченец Руслан, прошедший несколько войн и решивший продолжить борьбу с российской властью.
Специальный приз жюри достался фильму «Саламанка» режиссеров Руслана Федотова и Александры Кулак — о поселении меннонитов в Мексике.
Специальное упоминание жюри — фильм «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой о 22-летней Даше из Братеево, которая решила сделать политическую карьеру.
В конкурсе «Артдоксеть» победил фильм «Чайка» Алексея Навального, который в Интернете посмотрели миллионы. Лучшим проектом питчинга Artdocfest/ADA признали «Сильную долю» Вадима Воронцова.
[:wsame:][:wsame:]