Каким был Лев Дуров: откровения Клары Новиковой

20 августа умер Лев Дуров. Близкая знакомая актёра, артистка Клара Новикова, рассказала, каким был Лев Константинович

Фото: Лев Дуров умер 20 августа в Первой Градской больнице // Борис Кремер / Russian Look

20 августа умер Лев Дуров. Близкая знакомая актёра, артистка Клара Новикова, рассказала, каким был Лев Константинович.

Ранее Sobesednik.ru сообщал о том, что Народный артист СССР, российский актёр театра и кино, театральный режиссёр Лев Дуров умер в Первой Градской больнице 20 августа в 00:50.

Народная артистка России, артистка эстрады Клара Новикова рассказала, кем для неё был Лев Дуров и какие моменты общения с ним навсегда останутся у неё в памяти.

— Мы всегда были рады друг другу, мы всегда расцеловывались, когда видели друг друга. Он был таким солнцем. Знаете, когда говорят «солнечный человек»... Это про Льва Константиновича. Ему всегда было что сказать, он всегда хотел удивить и рассмешить. Когда говорят о том, что мы жили в тяжёлые времена... Ведь он тоже жил в тяжёлые времена. И никогда не было никаких [жалоб]... Это не человек-депрессия. Видя его, солнечного, всё мрачное уходило. Какое-то солцне — даже не скажешь, что маленькое солнышко, потому что он был невысок. Лучистые глаза, излучавшие тепло. А уж какой он актёр... Знаете, какой человек такой артист? Большой, подробный, правдивый. Веришь каждому слову. Я не знала ни одной проходящей роли из того, что я видела в кино и в театре.

Я только проснулась и узнала об этом. Я жила последние дни с грузом того, что это может произойти. Не знаю, как объяснить. Я на сцену, на сцену, а потом остаюсь наедине, и вдруг пронзает такая мысль: «Ой, а Лёва как, Лев Констатнинович?»

[:wsame:]

Я только что видела Катю [дочь Льва Дурова] в премьере спектакля «Васса Железнова» в Театре на Бронной. Когда я смотрела на неё... Боже мой, она бегала к отцу в больницу, была рядом с ним, держала его за руку, а потом прибегала в театр и играла премьеру. И это, наверно, главная роль её жизни. Понимаете, что такое играть, что такое сыграть заглавную роль в спектакле?

Лев Константинович, может быть, видел её на репетициях, но не увидел результата Катиной этой роли. Он не был на премьере. Он не разделил этих криков «браво». Мы не знаем, что там внутри было. Мы можем догадываться, что он это чувствовал. Я говорю о том, что ушёл ещё один солнечный человек из моей жизни. Когда уходит кто-то очень близкий по духу человеку, уходит глоток воздуха. Ушёл ещё один глоток воздуха, и становится тяжелее дышать.

— Клара Борисовна, а как вы познакомились со Львом Константиновичем?

— Это так случайно! Мы были на разных программах, разных передачах. И я прибежала туда через все пробки, опоздав на половину программы. Но я не могла не прийти. Внутренне я понимала: кто знает, когда это будет в следующий раз? Когда я приду и своим присутсвием покажу своё отношение, понимаете? Теперь я дала себе слово, что я по возможности буду ходить на все спектакли, на все званые мероприятия к людям, к которым хочется прикоснуться. Уходит поколение, да, это естественный процесс. Но с поколением уходит твоё присутствие в жизни. Моё присутствие. Ушёл Аркадий Михайлович Арканов — это часть моей жизни. Лев Константинович — это часть моей жизни.

Мы не были близки. Мы, конечно, сидели за столами, выпивали в каких-то шумных компаниях, мы встречались на гастролях в Театре на Малой Бронной. Мы привозили свой спектакль, Лев Константинович «Бурю» привозил. Он был шумным человеком за столом, он всегда рассказывал небылицы, но ему же верили. Я даже пересказывала эти потом небылицы, настолько сильно верила: «А у Лёвы Дурова...» Лев Константинович рассказывал уверенно, что с ним это произошло. Но это была байка.

[:wsame:]

Абсолютный светлый, радостный человек. Даже в своей болезни. Я внутренне чувствовала, что Лев Константинович выкарабкается. У него же было много всяких болячек, нацеплял на себя — то сломал, то ещё. И всё время выходил. Выходил на сцену, его вывозили на коляске, но он выходил. Человек-победитель! Он вне сцены, вне театрального пространства не существовал.

— Вы рассказывали, что однажды приехали в какой-то город, а там висели афиши творческого вечера Льва Константиновича, но тогда он сломал шейку бедра...

— Да-да-да. Это полная правда. Была афиша, а он только-только что-то сломал — шейку бедра, кажется. Была афиша, я думала: «Как же он выйдет на сцену?» Думала, что отменят, должны отменить. И ничего не отменили. А потом я узнала, что творческий вечер состоялся. Он вышел — Боже мой, как можно было выйти? Творческий вечер был.

Говорят, что старых людей, у которых что-то болит, жалеют. А его не хотелось жалеть. Он был победителем. Да, мы принимали как должное — да, такая ситуация, да, у него то-то, то-то, то-то... Да, он болеет, но он выйдет из этого. И он выходил.

— Наверно, он сам не давал себя жалеть?

— Я никогда не слышала, чтобы ему кто-то говорил: «Лёвушка, ну зачем ты туда идёшь, ну тебе так тяжело». Для него сцена — жизнь. Как его лишать жизни?

— Я хотела бы вас попросить вспомнить самую любимую байку, услышанную от Льва Константиновича.

— Много-много лет назад. Он рассказывал про новогоднюю ёлку. Я рассказывала всем, что жена Лёвы отправила его за ёлкой в 11 часов вечера: «Что же это у нас ёлки нет? Давай, пойди, купи, мы её нарядим». 11 часов вечера 31 декабря. Пошёл он, побрёл к Киевскому вокзалу покупать ёлку. Продавец держит небольшую ёлочку за макушку. Лев Константинович спросил, сколько стоит, а он назвал какую-то сумму, которая очень большой показалась. Но другого же нет выхода. И чёрт с ним, отдал денег, продавец привязал ему макушку и быстро побежал по площади Киевского вокзала. Лев Константинович начал поднимать ёлку, а она, оказывается, в земле росла. Ему продали ёлку, которая росла в земле.

[:image:]

Он рассказал эту байку, а потом уже я узнала, что это анекдот или байка сочинённые. Но я рассказывала, как он по-дурацки покупал ёлку на Новый год.

— Настолько сильно поверили?

— Я была уверена, что так и было. У него в книжке эта байка есть.

Знаете, я очень сочувствую Кате и семье. Катя была каждую секунду рядом. Знаете, таких дочерей надо в рамку и показывать каждой семье. Вот так, надо так. Потому что это её великий отец. И она сама по себе человек очень яркий. Я очень Кате и всему семейству — внуки, правнуки — соболезную. И не то слово. Я очень их понимаю.

Говорят: «Возраст, ну что вы ещё хотите?» — мы ничего не хотим, мы хотим, чтобы наши любимые люди, артисты жили долго, как можно дольше.

— Увы, жизнь забирает наших любимых артистов, людей.

— Давайте не будем так. Он был с нами, он многое сделал. Он остался в памяти. Кино, созданные роли — пока есть те люди, которые его помнят, он есть. И ушёл он в праздник Преображения Господня.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика