Перед смертью Илью Рутберга долго мучила тяжелая болезнь

Мелодрама «Женщина, которая поет» стала одним из самых известных фильмов о жизни Аллы Пугачевой. В этом году картине исполняется 35 лет. Вместе с Аллой Борисовной там играл актер с нетипичной для того времени еврейской внешностью Илья Рутберг

Фото: Марк Розовский // Виктор Чернов/Russian Look

Мелодрама «Женщина, которая поет» стала одним из самых известных фильмов о жизни Аллы Пугачевой. В этом году картине исполняется 35 лет. Вместе с Аллой Борисовной там играл актер с нетипичной для того времени еврейской внешностью Илья Рутберг.

30 октября страну облетела новость: «Рутберг впал в кому и, не приходя в себя, скончался». Близкий друг актера, автор сценария легендарного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Марк Розовский поведал о том, как Рутберг покорил самого Марселя Марсо, и о неизлечимой болезни, которая мучила Рутберга всю жизнь.

[:same:]

– Познакомились мы в 1957 году. Я увидел Илюху на сцене в Центральном доме работников искусств в Москве, он выступал в ансамбле «Первый шаг», – вспоминает Марк Григорьевич. – В этом эстрадном коллективе в то время работали и Савелий Крамаров, и Жора Гаранян. Это был мощный ансамбль, который курировал сам Утесов. Рутберг показывал юмористическую сценку так искусно, что зрители смеялись до колик, я был в их числе. В 1958 году в МГУ создали с Ильей собственную эстрадную студию «Наш дом». Первые спектакли ставили вместе, а потом каждый пошел своей дорогой, стали делать авторские постановки. Все это было на базе капустника, такая интеллектуальная эстрада. Вообще, скажу я вам, начало 60-х было время достаточно темное с точки зрения искусства. Но мы были свободными людьми в несвободной стране. «Наш дом» просуществовал до 1969 года. С тех пор каждый год 27 декабря, в день открытия студии, мы с Ильей собирались в моем театре «У Никитских ворот», чтобы отметить это событие. К сожалению, в этом году буду один...

[:image:]

В студенческие годы Илья всерьез увлекся пантомимой (искусство создания художественного образа через пластику тела без слов. – Прим. автора). Его хвалил сам Марсель Марсо. Он несколько раз приезжал из Парижа в Москву, встречался с разными советскими актерами. От пантомимы Рутберга был в восторге. Действительно, пластика у Ильи была эффектная, ни на что не похожая. На сцене прекрасно импровизировал, особенно под джаз. Я, наверное, тысячу раз сыграл с ним в миниатюре «Экзамен на первом курсе», где мне была отведена роль профессора, а Илюхе – студента. Мы ею обычно заканчивали все концерты, она очень смешная, зрители всегда принимали на ура. Однажды с этой постановкой выступили даже на творческом вечере Аркадия Райкина.

Илья был непревзойденным артистом-комиком. От него исходило какое-то дыхание Чарли Чаплина. К сожалению, он мало выступал на сцене, увлекся режиссурой, а затем его пригласили в кино. В 1964 году вместе с Евгением Евстигнеевым снялся в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». На мой взгляд, блистательно сыграл роль физрука, создал очень выразительный образ.

[:rsame:]

Помню, на самом первом просмотре фильма «Девять дней одного года» с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях Рутберг появляется лишь в одной сцене, где физики выпивают. На этом моменте зрители дико хохотали и громко аплодировали. Он, по сути, был единственный, кто сорвал аплодисменты на премьерном показе.

– Его не смущало, что он получал мало главных ролей, все больше эпизоды?

– Что вы! Илья – человек с сугубо еврейской внешностью, ну что он мог играть? Какие главные роли? О чем вы наивно меня спрашиваете? В те годы одно то, что он возник на экране, уже было удивительно само по себе.

– Вы говорили, что Илья Григорьевич – непревзойденный комик. А за кадром каким он был?

– Странный человек, но при этом прекрасный импровизатор, непредсказуемый, ироничный. В любых застольях приковывал внимание к себе. Талант у него был очень широкий: если надо написать стихи – запросто, сочинить песенку – тоже, сыграть на рояле или гитаре – легко. При этом нигде не был особенным виртуозом, но многим владел. Однажды он показал мне коллекции фотопортретов. Я изумился от того, насколько профессионально и художественно снято.

[:image:]

Илья по образованию инженер, потому был крайне педантичен. Писал всегда расписание дня, подробно указывал, что должен сделать. Как-то пришел к нему в гости, он тогда еще жил в коммуналке, вижу, он один, спрашиваю: «А где же Ирка?» (жена. – Прим. автора), он отвечает: «Она будет через 14 минут 30 секунд». Я недоуменно: «Откуда такая точность?!», а Илья и говорит: «У нее с собой 800 рублей. Я подсчитал, что именно за это время она тратит такую сумму».

– Последнее время Рутберг жаловался на здоровье?

– Илью долгие годы мучил тромбофлебит острой формы (воспаление стенок вен, чаще всего проявляется на ногах. – Прим. автора). Перенес несколько операций, ему было очень тяжело выступать в жанре пантомимы, но он все равно не отступался. На ногах были жуткие узлы из-за тромбов в венах. Но умер Илья от инфаркта. За три дня до смерти я собрался его навестить. Практически садился в машину, когда позвонила его дочь Юля и сказала, что отца перевели в реанимацию, ему стало хуже и сейчас никого не пускают. К сожалению, проститься с ним не успел...

 

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика