Сбежать от АЭС

В российских кинотеатрах появился фильм Александра Миндадзе «В субботу» – наш участник Берлинского кинофестиваля. Режиссер, снявший картину о событиях в городе Припять сразу после чернобыльской катастрофы, не подозревал о том, что у его работы появится новый мощный информационный повод.

В российских кинотеатрах появился фильм Александра Миндадзе «В субботу» – наш участник Берлинского кинофестиваля. Режиссер, снявший картину о событиях в городе Припять сразу после чернобыльской катастрофы, не подозревал о том, что у его работы появится новый мощный информационный повод.

Мировые компании-прокатчики отказались от демонстрации в японских кинотеатрах фильмов-катастроф, в основе сюжета которых лежат землетрясения и цунами. Из соображений гуманности. Если бы в их арсенале сейчас был фильм об аварии на АЭС, несомненно, его постигла бы та же участь. Впрочем, утонувшей в горе и страхе Стране восходящего солнца сейчас вообще не до кино.

Фильм Миндадзе в общем не об аварии на энергоблоке, а о жизни мирного города, ничего не подозревающего о распространяющейся радиации. Молодой парт­работник (Антон Шагин) случайно узнает о катастрофе и пытается спасти любимую девушку, но суета весенней субботы со свадьбами и завозом в магазины модных туфель оказывается сильнее, чем желание убежать от опасности.

В распоряжении Александра Миндадзе (он же был сценаристом) была отличная драматургия, основанная к тому же на реальных событиях. Сказать, что он воспользовался ею на сто процентов, пожалуй, нельзя: сама катастрофа, особенно с учетом событий в Японии, показалась сильнее, чем фильм. Так что информационный повод, как ни странно, может премьере как раз помешать. Весь мир сейчас следит за японской радиацией в режиме реального времени, и это посильнее любого кино.

– Видите, жизнь и искусство – они взаимосвязаны, – сказал режиссер «Собеседнику» после премьеры. – Мы создавали метафору событий на Чернобыльской АЭС, именно метафору, художественное произведение. Но метафора, похоже, возвращается к нам обратно, принимая абсолютно конкретные драматические черты.

– Вы еще на этапе написания сценария пытались разобраться в психологии людей, оказывающихся рядом с аварийной АЭС. В чем особенность их поведения?

– Наш фильм основан на документальных материалах, воспоминаниях тех, кто пережил эту субботу, 26 апреля 1986 года. Никто никуда не бежал, несмотря на опасность, так же, как, похоже, никто не бежит из Японии. Японский характер вообще генетически формировался в обнимку со смертью, а в нашей стране было много исторических коллизий – мы просто привыкли жить рядом с бедой, приспособились. Поэтому и не было панического бегства из Чернобыля.

– Позвольте задать циничный вопрос. Насколько такие события вообще соблазнительны с точки зрения экранизации?

– В вашем вопросе скрыт ответ. Конечно, эти пограничные ситуации всегда многообещающие для развития характеров героев. Да, это звучит именно цинично, но ты имеешь на это право, если до конца идешь в изображении человеческих характеров, чувств.

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика