24.04.2012

Елена Чудинова бросает вызов устоявшимся мифам

16 апреля вышла в свет заключительная часть «Саги о семье Сабуровых и де Роскоф» Елены Чудиновой. Как и в предыдущих романах, автор продолжает развенчивать мифы о русской истории XVIII-XIX веков. В новом романе «Декабрь без Рождества» Елена Чудинова решила разрушить ореол «святости», сложившийся вокруг декабристов.

16 апреля вышла в свет заключительная часть «Саги о семье Сабуровых и де Роскоф» Елены Чудиновой. Как и в предыдущих романах, автор продолжает развенчивать мифы о русской истории XVIII-XIX веков. В новом романе «Декабрь без Рождества» Елена Чудинова решила разрушить ореол «святости», сложившийся вокруг декабристов.

- Елена Петровна, применительно к вашему новому роману то и дело говорится «развенчан миф о декабристах». Допустим, так оно и есть. Но ведь мы со школьных лет выучили «если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой», а еще «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Скажите, а надо ли трогать мифы? Особенно, если они дороги людям, возможно, делают их лучше?

- В том-то и дело, что истина не бывает низкой. Хотя бывает очень и очень горькой. Однако ложь – самая раскрасивая – стоит между нами и тем, что необходимо разглядеть. Если некто – фальшивый герой, то, любуясь им, мы никогда не узнаем, кто был настоящий. Вторую книгу моей трилогии, «Лилею» я писала потому, что убеждена: почитая и сегодня Робеспьера, Марата, Наполеона Бонапарта, французы сами себя обворовывают, не понимая, как прекрасны Шарлотта Корде, Ларошжаклен, Шаретт, Кадудаль. А они прекрасны!

Ложь не родит добрых дел. Восхищение декабристами способствовало умножению революционных настроений в обществе. И мы получили 1917 год, залитую кровью на десятки лет страну. Нам нужна правда о нашей истории. В том числе и потому, что заваренную в 1917 году кашу мы не расхлебали до сих пор.

- Итак, белое вы назвали черным. Но на что вы при этом опираетесь? На какие-то новые исследования, неизвестные прежде документы?

- В том-то и дело, что нет! Все, что позволяет судить о декабристах как о преступных негодяях, людях без совести и чести, давным-давно опубликовано в научных и даже научно-популярных книгах. И книги эти нас иногда прямо-таки заставляли читать в школе. Но мы, к сожалению, пользуемся порой готовыми наклейками. Сказано – декабристы – «для чести живы», Бенкендорф – «сатрап», Государь – «Николай Палкин». И если мы позволили налепить на свои мозги чужие суждения, то можем читать крупными буквами написанное одно, а запоминать совсем другое.

А я не прошу мне верить на слово. Я беру затертые до дыр слова о «героях 1812 года, вышедших на площадь». Ну и предлагаю сравнить, к примеру, Оболенского, просидевшего всю эту самую войну за печкой (молод был, конечно, но другие воевали и помоложе), и Бенкендорфа, который, загляните в любую энциклопедию, славу русского оружия прилежно множил. А уж как «геройствовал» на войне Каховский – нарочно сейчас не скажу, прочтете – ох и удивитесь.

- Вы – известная возмутительница спокойствия. Надо думать, и на сей раз ждете не единственно добрых слов в свой адрес?

- Не могу сказать, что сеять ветер и пожинать бурю – мое любимое занятие. Так уж само получается. Но к недобрым словам – готова.

- И кто же их скажет прежде всего?

- Думаю, люди, успевшие пожить в советское время. Видите ли, тогдашние интеллигенты попали в довольно грустную ловушку. Они ассоциировали как раз Николая Павловича и Бенкендорфа с советской властью, а себя – с вольнодумцами тех времен. И не понимали, что как раз советская власть-то и навязала им неприязнь к русской монархии. Парадокс.

За покушение на идеалы молодости мне от них достанется. Но стоит ли сейчас гадать о противниках книги? Мы их скоро увидим.

- И последний вопрос. Читатели «Ларца» и «Лилеи» встретятся в новой книге с полюбившимися персонажами?

- С некоторыми. Все-таки они уж не молоды, не все дожили до 1925 года. На сцену вышло новое поколение Сабуровых и Росковых. Прошу любить и жаловать.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика