Зачем отжимали "Башнефть"?

Обозреватель «Собеседника» рассуждает, почему оказался в опале бывший владелец «Башнефти» Урал Рахимов и его соратники.

Фото: Фонд «Урал» тратил большие деньги на благотворительность – и поимел из-за этого большие проблемы // фонд «Урал»

Обозреватель «Собеседника» рассуждает, почему оказался в опале бывший владелец «Башнефти» Урал Рахимов и его соратники.

Аккурат перед саммитами БРИКС и ШОС в Уфе Следственный комитет наконец-то снял арест со счетов «Урал-Инвеста», дочерней структуры башкирского благотворительного фонда «Урал». Иначе перед иностранными гостями было бы совсем неудобно: в городе, где их привечают, благотворительность изводят на корню – не самый лучший имидж для страны-хозяйки.

На общем фоне, когда прочие успешные благотворительные фонды в России вообще закрываются, казалось бы, время порадоваться. Фонд «Урал» не только не запретили (во всяком случае, пока), но даже деньги вернули (пускай лишь мизерную часть). Вот только радоваться тут как-то не хочется.

Уголовное дело против основателя фонда Урала Рахимова – сына экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова, который сегодня руководит «Уралом» – никто ведь не отменял. Да и арестованный за отсутствием в стране основного фигуранта бизнесмен Левон Айрапетян до сих пор находится под домашним арестом.

Казалось бы, при чем тут благотворительность? Рахимова-младшего подозревают в «незаконной» приватизации «Башнефти» в начале 2000-х. Айрапетяна обвиняют в том, что через несколько лет он якобы помог Уралу найти на «Башнефть» покупателя – АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Правда, еще в 2005 году Урал Рахимов заключил мировое соглашение и выплатил за компанию солидную компенсацию в республиканский бюджет. В случае с Айрапетяном вообще не видится никакого криминала. Прибыль от нефти не уходила в Лондон или в тень, не тратилась на яхты или дворцы, а почти вся шла на благотворительность. Но оба фигуранта дела сегодня под следствием. А некогда успешную «Башнефть», стоимость которой после ее приватизации выросла с 2,5 до 12 млрд $, уже, что называется, отжали – в пользу Росимущества. Правда, «Башнефть» прежде была не в федеральной, а в республиканской собственности, так что о возвращении компании предыдущему собственнику, в родную гавань, речи не идет. Уфе от национализации достались только отступные – четверть акций компании. Хоть что-то. Скажите «и на том спасибо». И забудьте.

[:image:]

Но ведь при этом отжали не просто саму «Башнефть». Вместе с ней отжали и почти всю благотворительность. Ведь Урал Рахимов, как бы к нему ни относиться, был одним из тех немногих олигархов, которых и олигархами сложно назвать. Вместо покупки имения в Англии для себя он, чудак, на других тратил миллиарды: за несколько лет – 28,4 млрд рублей.

Фонд «Урал» активно поддерживал хоккей (клубы «Салават Юлаев» и «Торос», республиканскую федерацию), ветеранов футбола и волейболистов, одаренных детей и сирот. Весной состоялось открытие Центра медицинской реабилитации и восстановительного лечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, афганцев и чернобыльцев, отремонтированного и оснащенного на средства «Урала». Продолжается набор в бесплатные группы Центра иппотерапии для детей-инвалидов. Что будет с этими программами завтра – не знает никто. «Башнефть» громко заявила лишь о спонсировании «Салавата Юлаева», да и то пока не очень понятно, в каких объемах.

[:wsame:]

Адвокат «Урала» Сергей Макаренко обещает благотворительность не сворачивать, но подобная угроза существует. После национализации «Башнефти» «Урал-Инвест» был вынужден вернуть АФК «Система» 59,4 млрд рублей, которые тоже должны были пойти на спонсорство и меценатство. После этого живых денег у фонда «Урал» осталось всего 1,5 млрд, да и те до последнего времени следователи морозили на счетах, хотя смысла в аресте счетов не было никакого. Зачем? Кому хотели сделать хуже – ветеранам?

[:image:]

Впрочем, есть и другие вопросы. Самый главный: почему у Следственного комитета не возникает претензий к другим владельцам крупнейших приватизированных предприятий страны? Большинство из которых, в отличие от бывших владельцев «Башнефти», заплатили за свои активы действительно смехотворные суммы, а то и не платили вовсе ничего. Которые вместо развития производства выжимают из него последние соки. Которые хранят деньги не в российских банках, а в офшорах. Которые вкладывали и вкладывают прибыль не в отечественный спорт, а в иностранные футбольные клубы. Которые вместо помощи детям и инвалидам соревнуются, у кого длиннее океанский корабль.

[:wsame:]

Урал Рахимов, безусловно, не идеален как бизнесмен. Да идеалов в жизни и не существует. Но он приобрел «Башнефть» за живые деньги. Он ее развивал и сделал успешной – и только потом продал, что, кстати, не является крамолой. Он не вывел капитал из России. Он тратил и тратит деньги не на вечеринки в Куршевеле, а на тех, кто нуждается в помощи. Так почему появилось уголовное дело «Башнефти»? Неужели именно поэтому?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика