Как Леонид Блаватник сколотил свои миллиарды

«Собеседник» изучил биографию Леонида Блаватника — выходца из СССР, ставшего самым богатым человеком Великобритании

Фото: Леонид Блаватник // «РИА Новости»

«Собеседник» изучил биографию Леонида Блаватника — выходца из СССР, ставшего самым богатым человеком Великобритании.

Как в кино

Леонида Блаватника западная пресса называет Леонард, а иностранные журналисты пишут о нем чаще, чем российские. А ведь основные капиталы, благодаря которым он стабильно входит в самые громкие рейтинги мира, Блаватник заработал и продолжает зарабатывать на исторической родине – в России. В этом году Блаватник получил сразу два громких титула – самый богатый выходец из СССР и самый богатый британец.

Сегодня основное место проживания Леонида Блаватника – Нью-Йорк. Можно сказать, Нью-Йорк в прямом смысле стал городом возможностей для бывшего советского подростка.

[:wsame:]

– Блаватники были интеллигентной еврейской семьей: папа – профессор, мама – преподаватель, сыновья – отличники физико-математической школы, – рассказал «Собеседнику» приятель детства Блаватника Андрей Устинов. – Насколько я помню, в нашем Ярославле они появились, когда уехали из Средней Азии после какого-то разрушительного землетрясения. В Ярославле мы вместе с Леонидом ходили заниматься в киностудию «Юность», с семьями выезжали в лес на пикники. Пишут, что у них была богатая семья – это неправда. Обычная семья, советская зарплата, огород с грядками – как подспорье для бюджета...

Способного мальчика решили отправить учиться в Москву. Будущий миллиардер не поступил в МГУ, оказался в Московском институте железнодорожного транспорта (МИИТ), который, кстати, так и не закончил. На четвертом курсе Блаватники решили встать совсем на другие рельсы – эмигрировать в США.

– Леонида как старшего сына отправили в Штаты «разведчиком», – вспоминает Устинов, мама которого долго поддерживала связь с семьей Блаватников в письмах. – Он приехал, язык знал на уровне советского вуза, устроился работать, чтобы хоть что-то для начала получать. Потом привез семью, которая поначалу сполна хватила эмигрантского быта – денег не хватало. Из России они везли даже простыни и наволочки, так как стартового капитала не было...

[:wsame:]

Параллельно Блаватник учился в Колумбийском университете по актуальной специальности «компьютерные науки» и после окончания сумел устроиться в известный сетевой магазин Macy,s, где ему поручили модернизировать информационную службу. В благодарность за хорошую работу Macy,s направил Блаватника в Гарвардскую школу бизнеса, диплом которой перспективный студент получал уже на имя «Леонард Блаватник», которое выбрал себе при получении американского гражданства.

Верным курсом

Учеба в России не увенчалась дипломом. Но Блаватник из студенческих лет вынес что-то более ценное – дружбу с однокурсником Виктором Вексельбергом, который сейчас также является завсегдатаем списка богатеев «Форбс». Студенческие приятели после учебы потеряли связь, но в 1987 году случайно снова встретились на нефтяной выставке, в которой Блаватник участвовал как американский бизнесмен средней руки, занимающийся грузоперевозками, а Вексельберг – как сотрудник конструкторского бюро, только мечтающий о первых шагах в бизнесе. Технари-отличники быстро придумали обоюдовыгодную схему – совместное предприятие по поставке в Советский Союз компьютерной техники. Дело оказалось сверхперспективным и прибыльным. На базе этого СП в 1990 году друзья учредили инвестиционное предприятие «Ренова», одним из направлений деятельности которого была торговля алюминием.

[:wsame:]

– В 90-е годы Блаватник в джинсах и футболке, но на дорогущем «Гелендвагене» приезжал на встречу с друзьями детства и скромно отвечал на вопрос, чем он занимается: «Алюминием». Некоторые подумали, что речь – про сбор цветмета. Блаватник очень быстро богател, и старые друзья за новыми реалиями не поспевали, – рассказал один из знакомых олигарха.

Люди гибнут за металл

«Ренова» смогла получить контроль над Уральским и Иркутским алюминиевыми заводами, благодаря чему вошла в десятку крупнейших металлургических предприятий мира под названием СУАЛ (Сибирско-Уральская алюминиевая компания). В России в разгаре были «алюминиевые войны», но Вексельберг и Блаватник сумели мастерски от них уклониться, согласившись на слияние с РусАлом и швейцарским трейдером «Гленкором». Примерно в это же время развивалась история, которая сделала Блаватника тем, кем он сейчас и является – одним из богатейших людей планеты. В 1997 году Блаватник, Вексельберг и их хороший товарищ Михаил Фридман из «Альфы» на инвестиционном конкурсе приобрели пакет акций Тюменской нефтяной компании (ТНК), который в 2003 году смогли неплохо реализовать за 7,75 млрд долларов, не считая полученных рекордных для России дивидендов в размере 3,5 млрд у.е. Сегодня активы Блаватника оценивают примерно в 20 млрд баксов.

[:wsame:]

Всё в дом

У богатых свои причуды. Виктор Вексельберг коллекционирует яйца Фаберже, у его приятеля Блаватника – более прагматичное хобби: он скупает элитную дорогую недвижимость, которая мало кому в мире по карману. Каждая такая покупка становится сенсацией. В 2004 году Блаватник приобрел особняк в самом центре Лондона, неподалеку от Кенсингтонского дворца – Кенсингтон Палас Гарденс, став соседом султана Брунея. На покупку претендовал сам Роман Абрамович, но Блаватник сумел предложить больше – 41 млн фунтов стерлингов.

Позже Блаватник выкупил сеть пятизвездочных отелей во Франции. В 2014 году он снова удивил общественность, когда приобрел самую дорогую квартиру на нью-йоркской авеню – 13-комнатные двух­уровневые апартаменты площадью 622 кв. метра, за которые бизнесмен заплатил 77,5 млн долларов.

Блаватник занимается благотворительностью, в том числе по еврейской линии, входит в президиум Российского еврейского конгресса. Бизнесмен поддерживает связь с некоторыми российскими политиками – Альфредом Кохом, Анатолием Чубайсом, Сергеем Степашиным, которому даже несколько лет назад организовал поездку в США, где провел обед с вашингтонскими политиками. Но Блаватник доказал, что большие деньги не знают государственных границ. Он также вкладывается в поддержку одного из казахстанских политиков и регулярно делает взносы в пользу нью-йоркского отделения республиканской партии США.

[:wsame:]

В последние годы Леонард Блаватник вернулся к своему давнему, еще детскому увлечению – кино. Он приобрел крупнейшего производителя российских сериалов – компанию Амедиа, вошел в состав учредителей «СТС Медиа», а также выкупил британское подразделение компании Мела Гибсона Icon и, по слухам, в 2010 году даже приценялся к покупке голливудской компании «Метро-Голдвин-Майер».

Говорят, бывая в Москве по делам бизнеса, Блаватник больше времени проводит в Амедиа. Видимо, кинопроизводство сейчас ему даже интереснее, чем более прибыльные, но сугубо технологичные отрасли. Ведь и сама его биография чем-то похожа на сюжет кино.

/Справка

Леонард Блаватник

Родился в 1957 году.

Женат на американке Эмили, с которой у него четверо детей.

По итогам 2014 года газета «Санди таймс» оценила состояние Леонида Блаватника в 13,17 млрд фунтов (20 млрд долларов) и назвала его самым богатым британцем.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика