Какой же русский не любит быстрой еды или чем Россия заменит "Макдоналдсы"
«Макдоналдс» – это единственный бренд, остальные – в процессе становления», – шутят маркетологи. И на самом деле столько похвалы и ругани, сколько падает на эту компанию, не приходится больше ни на кого. Мы решили выяснить: а существует ли «русский фастфуд» вообще и что он может предложить взамен заграничных гамбургеров?
«Макдоналдс» – это единственный бренд, остальные – в процессе становления», – шутят маркетологи. И на самом деле столько похвалы и ругани, сколько падает на эту компанию, не приходится больше ни на кого. Мы решили выяснить: а существует ли «русский фастфуд» вообще и что он может предложить взамен заграничных гамбургеров?
Свободная касса
Недавно лидер ЛДПР Владимир Жириновский начал кампанию против «Макдоналдсов», пообещав закрыть американские рестораны быстрого питания в ответ на закрытие трех «Маков» в Крыму. Роспотребнадзор и общества по защите потребителей тоже периодически точат зубы на производителей гамбургеров, обвиняя их в прегрешениях против норм здорового питания.
Рост антиамериканских настроений ударил и по бигмаку, который всегда шел в России на ура: 62% участников опроса исследовательского центра Superjob не против закрытия «Макдоналдсов» в России, а самые активные даже пикетируют рестораны и собирают против них подписи в интернете.
– Откроем свои блинные, пельменные, чебуречные, – заявил Жириновский.
[:image:]
К теще на блины
Рынок фастфуда в России растет быстрыми темпами – около 20% в год. Недорогая еда на бегу и без мороки с приготовлением пользуется стабильным спросом. «Макдоналдсы», «Старбаксы», KFC, Subway сейчас есть практически на каждом углу. Но не только котлетой в булке сыт человек. Среди исконно российских фастфудов на первом месте блины. В одной только Москве сегодня работают больше 100 блинных, готовых предложить блины и 10–15 видов начинок к ним – от варенья до икры и соленой рыбы.
– Блинные достаточно успешно развиваются, – подтвердил руководитель отдела франчайзинга «Магазина готового бизнеса» Владимир Матюхин. – Некоторые из них вполне успешно конкурируют с тем же «Макдоналдсом» на фуд-кортах: бесплатный Wi-Fi, бесплатный туалет, вежливое обслуживание, качество блюд и невысокие цены. Средний чек обычной блинной такой же, как в «Маке»: за небольшой обед – 150 рублей. Единственное, в чем трудно конкурировать с «большим М» – это с узнаваемостью бренда. А также со скоростью обслуживания, о которой ходят легенды и даже анекдоты. Блинная как бизнес-проект привлекательна малыми затратами на оборудование: всего-то нужна блинопечка, цена которой начинается с 9 тысяч рублей на самую простую модель.
[:image:]
Самая крупная на сегодня российская блинная сеть существует с 1990 года и уже выработала свой стиль: к покупателям обращаются по-старинному – «сударь» и «сударыня», а помимо традиционных блинов, предлагают каши – гречневую, геркулесовую. Из напитков – ягодный морс или квас. Покупатели есть всегда.
Открыть свою блинную стоит от 500 тысяч рублей стартового капитала (небольшой киоск) до 1,5–5 млн рублей (полноценное помещение от 40 кв. метров с оборудованной кухней и штатом поваров и официантов). Срок окупаемости – 1–2 года. Из минусов открытия своего дела – излишнее администрирование, удушливый контроль госорганов и высокие налоги – все это в сумме останавливает многих российских «Рональдов Макдональдов».
Чебуречные
Подзабытый советский формат «чебурек» снова прогремел 14 февраля этого года. В романтичный праздник в московском районе Выхино пятеро молодых людей с пистолетами попытались ограбить чебуречную, надеясь на выручку в кассе, но в итоге разжились только пятью чебуреками. Любовь к мясу в тесте будет стоить парням свободы – разбой и грабеж, как ни крути.
– Чебуречные и пончиковые сейчас неплохо пошли на выездах, трассах и заправках, формат – придорожное кафе, – говорит Владимир Матюхин. – Появились даже сети, которые развиваются. У них есть своя ниша и свой потребитель. Если качество приемлемое, то покупатель, который ездит по одной и той же дороге, например на дачу, может стать постоянным клиентом.
[:image:]
Впрочем, формат чебуречной, немного дискредитированный советским общепитом, возвращается и в города.
– Вы не найдете у нас скатертей на столах и салата «Цезарь» в меню, зато всегда в ассортименте пять видов чебуреков по 65 рэ, пельмени ручной лепки, холодные и горячие закуски, салаты «Селедка под шубой» и «Столичный», а также прохладительные и горячительные напитки, – говорят в «Чебуречной СССР», которая открыла уже два заведения в Москве.
Антураж 80-х, советские плакаты на стенах и музыка группы «Земляне» – советский, конечно, общепит, но некоторые потребители успели по нему соскучиться в эпоху, когда японские суши или китайскую лапшу купить проще, чем тарелку борща.
Пельменем по бигмаку
Самое известное русское блюдо – пельмени. Но пельменные как таковые в России почему-то не особенно прижились – на всю Москву их немногим больше десятка. В других городах – по одной-две точки, в основном оставшиеся с прошлых времен. Многие ли пойдут в кафе конкретно за порцией пельменей, которые продаются в замороженном виде во всех продуктовых магазинах?
– Пельмени – это даже не совсем фастфуд, – говорит Матюхин. – Это горячее блюдо, которое много где входит в меню, а как отдельный формат не очень-то прижилось. Нужно несколько видов оборудования – месить тесто, готовить фарш, лепить, – а окупаемость остается под вопросом.
Но некоторые острые умы из России пытаются и из простого пельменя сделать конфетку. Один бизнесмен запатентовал многофункциональный агрегат по приготовлению пельменей и носится с идеей поставить его на массовое производство. Кто-то придумал фишку: стеклянная стена между кухней и залом, чтобы каждый клиент видел, что для приготовления используется качественное мясо. Порция пельменей не в пафосном ресторане, а в пельменной стоит 120–130 рублей, но это, как говорят официанты, полноценный обед, а не перекус бутербродом.
[:image:]
– То, в чем наши места общепита пока в большинстве своем недотягивают до «Макдоналдса» – это интерьер, чистота и гигиена, выстроенный ассортимент, – считает Матюхин.
Российский рынок фастфуда по уровню развития еще далек от американского, но ошибки «нации толстяков» у нас пытаются учесть. Например, в феврале этого года северяне презентовали свою уникальную линию фастфуда: сухарики из арктического мха, шоколад с ягелем, чай из тундровых трав. Ученые уверяют – это не только быстро, но и полезно: например, олений мох – природный антибиотик, а большинство ингредиентов – экзотика только для поколения «Макдоналдса», а для северян-оленеводов куда привычнее бигмаков.