Ваше собачье дело: почему в России собаки нападают на людей

В регионах чиновники объявляют чрезвычайное положение и призывают убивать бездомных псов, "Собеседник" разбирался, что стоит за всем этим.

Фото: depositphotos.ru

После того, как в Забайкальском крае стая собак загрызла 7-летнюю девочку, председатель СК Бастрыкин поручил своим сотрудникам разработать предложения по изменению законодательства. Пока чиновники решают, что делать, часть россиян выражает мнение, что пора вернуться к старому радикальному методу отстрела.

Забайкалье: жалобы на собак игнорировали

22 января около пяти часов вечера 7-летняя Рита возвращалась домой из музыкальной школы. Девочка шла по пустырю, где на нее напали бездомные псы. Когда девочку обнаружили, она была мертва. После смерти ребенка жители села Домна устроили сход, на котором потребовали решить проблему.

Еще до Нового года люди обращались к главе села, к губернатору и в другие инстанции с требованием провести отлов бродячих животных, которых в селе, где живут всего 6 тысяч человек, развелось множество, и навести порядок с многочисленными помойками. В ответ им присылали отписки: мол, заявка на отлов отправлена – или отмалчивались.

Только после трагедии собак сразу начали отлавливать. Нашли и автобус, чтобы развозить детей из школы по домам. А местные, как пишут СМИ и что опровергают власти, сами стали отстреливать псов. Градус жестокости рос: убивать животных и наказывать зоозащитников призвал забайкальский депутат Александр Михайлов. C 1 января, согласно закону 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», собак должны отлавливать, стерилизовать, чипировать и выпускать – убивать нельзя. Губернатор региона Александр Осипов заявил, что собак, отловленных в Домне, выпускать не будут: «Будем просить изменения в федеральном законодательстве. Мы понимаем, что их выпускать нельзя, говорили об этом неоднократно. Придется сейчас принимать решения самостоятельно».

Якутск: «Суку с течкой сажают для приманки»

В это время в другой горящей «собачьей» точке на карте России – Якутске – мэр Евгений Григорьев заявил, что денег на содержание бездомных животных в пунктах передержки осталось всего на три месяца. Якутские форумы, как и следовало ожидать, заполнились гневными сообщениями: «Надо возвращать утилизацию животных».

В 2020 году весной на пункте передержки, работавшем под МУП «Жилкомсервис», лопатами перебили 200 собак и кошек под предлогом бешенства. Благодаря общественному резонансу пункт передали благотворительному фонду, но собачья проблема в декабре прошлого года снова обострилась. Настолько, что в Якутск прилетели сотрудники липецкого приюта «Счастливый берег», чтобы помочь городу с отловом.

– После того, как в декабре собаки загрызли женщину и власти открыли второй пункт, в городе снова начался отлов собак варварскими методами, – рассказывает зам. директора приюта «Счастливый берег» Наталья Антонова. – Суку с течкой сажают для приманки кобелей в железную клетку. Когда собаки туда попадают, они пытаются сбежать и травмируются. Ловят также петлями, все это наблюдают дети.

По словам Антоновой, власти Якутска не хотят сотрудничать с ними, второй пункт передержки проверить волонтерам не дали. Частный же пункт, где содержится порядка тысячи собак, не может получить деньги за прошлые месяцы.

– Чиновники хотят его закрытия, – рассказала близкий к фонду волонтер. – Им ни к чему платить деньги защитникам животных. За год через приют прошли три тысячи собак, более 800 собак были пристроены не только в Якутске, но и в другие города. Программа ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат) наконец начала работать, но этого недостаточно.

По словам нашей собеседницы, главная проблема Якутска – собаки на самовыгуле. В городе и пригородах много частных домов, и практически в каждом есть собака, которую хозяин отпускает гулять. Гуляющие псы скрещивается и плодятся, появляется потомство, которое остается на улицах.

– Привозят в пункт 14 отловленных собак, и потом оказывается, что 13 из них – это собаки хозяйские, за которыми приходят. Мы их тоже стерилизуем, чипируем, регистрируем. Вместо того, чтобы заниматься бродячими, занимаемся домашними. Наши власти борются с последствиями, а не с причиной, они никогда не уделяли этому внимания. А надо, чтобы штрафы за самовыгул были глобальные, чтобы, если собака сорвалась с цепи, человек бежал за ней, – рассказывает волонтер.

Фото: instagram.com
Жесткая ловушка для собак в Якутске

Нижний Новгород: сокращение поголовья в 5 раз

Наталья Антонова говорит, что ФЗ №458 работает, но все зависит от местных властей. В ее Липецке, например, где добросовестно проводится стерилизация собак и где есть приюты, такой проблемы нет. Нет ее и в ряде других регионов: Калужской, Воронежской, Псковской областях, Алтайском крае. Нет новостей о загрызенных собаками из Нижегородской области, где еще с 2014 года до принятия федерального закона работают по программе ОСВВ.

– Для того, чтобы работать по ОСВВ, не нужны большие приюты, в них оставляют только больных и агрессивных собак, – рассказывает руководитель фонда «Сострадание НН» Владимир Гройсман. – В этом году у нас по плану стоит стерилизация всего 300 собак, и на эти цели заложено всего 2,7 млн рублей. Количество бездомных собак в Нижнем Новгороде снизилось с 7,5 до 1,5 тысяч.

По словам Гройсмана, в ряде регионов чиновники просто не хотят работать по федеральному закону, «муниципалитеты коррумпированы с большей доли вероятности, на собаку выделяются деньги немалые и пилятся между заказчиком и исполнителем». При такой схеме дешевле собаку убить, чем стерилизовать и вакцинировать, или выпустить нестерилизованную тихо за углом, поставив бирку.

– Деньги на собак выделяются, но приходят люди, которые не понимают в животных: их цель заработать, им плевать и на собак, и на людей, – говорит Антонова. – В Якутске за отлов собаки муниципальному пункту передержки (ловят петлями или ловушками, себестоимость ноль рублей) платится 2400 рублей, а частному (ловят гуманно с помощью дротиков и препаратов) 500 рублей, и так во всем.

В Забайкалье после трагедии с девочкой завели уголовное дело по статье «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека». Так происходит всегда, когда собаки убивают или калечат людей. Но пока не слышно, чтобы хотя бы один чиновник понес реальную ответственность.

Приют оценили в полмиллиарда

В «Парламентской газете» прошел круглый стол на тему: «Как решить проблему безнадзорных животных?».

Приглашенные эксперты и звезды сошлись во мнении: в нападениях на людей и трагедиях виноваты не собаки, а люди, которые не исполняют закон. Были подняты вопросы: у муниципалитетов недостаточно полномочий, чтобы строить приюты и работать с волонтерами; в торгах на работу по отлову побеждают предложившие самую низкую цену, за которую можно только убить; муниципалитеты, не заинтересованные в работе по ФЗ, завышают стоимость содержания собак и строительства приютов. В Якутске, например, стоимость создания приюта оценили в полмиллиарда рублей, а содержание собаки – в 9 тысяч рублей в месяц, что по словам Гройсмана, в два раза дороже. Тем временем в Приморье власти объявили режим повышенной опасности и заговорили об увеличении финансирования, что зоозащита называла имитацией бурной деятельности. Бездомные собаки для чиновников поистине - золотая жила. 

точки кипения

Регионы, где существуют проблемы с бродячим собаками: Забайкалье, Бурятия, Астраханская область, Якутск, Краснодарский край.

цифра

120 млн. рублей потратили якутские власти за 2 года на собак

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика