03.12.2007

Владимир Шахиджанян: Новогодняя торговая лихорадка – это нормально

В российских магазинах уже чувствуется предпраздничная лихорадка.

В российских магазинах уже чувствуется предпраздничная лихорадка. Люди скупают всё и вся, а торговые компании подогревают этот бум всевозможными скидками и распродажами. О психологической стороне этого явления «Собеседнику» рассказал известный психолог Владимир Шахиджанян.

– Человек подвержен стадному чувству, с этим ничего не поделаешь. Все покупают, и я покупаю – а торговля умело пользуется этим человеческим свойством. И я считаю, что это нормально. Так принято, что к Новому году нужно дарить подарки, желательно обзаводиться новой мебелью, новым компьютером… Мы с молоком матери впитали примету: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Торговля все это обслуживает,  не забывая, ра­зумеется, и о своих интересах.
– Но в ущерб интересам покупателей…
– Даже если и так, что с этим можно поделать? Если есть какой-то инстинкт, то найдутся и люди, способные на этом инстинкте заработать. Для этого ведь тоже нужен талант. Есть анекдот о том, как человек покупал в магазине сначала рыболовный крючок, потом – спиннинг, палатку, лодку… А потом оказалось, что в магазин он вообще-то пришел всего лишь за крючками. Пусть торговцы зарабатывают, ведь и покупатели в итоге тоже не остаются обиженными.
– Вы считаете, людям не нужно выдавливать из себя этот инстинкт?
– Выдавливать из себя вообще ничего не нужно – кроме раба, по Чехову. Это само проходит с годами, когда человек умнеет и становится менее склонен к покупке ненужных вещей. Если вы в детстве привыкли получать подарки на Новый год, то вам взрослому приятно, что такой подарок вы можете сделать сами – и себе, и другим. Осуждать это желание глупо, а бороться с ним бессмысленно,  хотя бы потому, что торговые компании в любом случае будут всячески его культивировать. И это  естественно.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика