Цирк, да и только!

«Пока стоит Колизей – будет стоять Рим»

У Джанни Родари, того самого, что воспел приключения озорного мальчика-луковки, есть поучительная сказка «Человек, который хотел украсть Колизей». Недалекий и жадный герой возжелал единолично владеть грандиозным творением и ежедневно приходил в древний цирк, набивал свои сумки кирпичами и камнями, разбирая величественное строение. От украденных камней в доме похитителя уже некуда было ступить, а Колизей по-прежнему манил к себе туристов и оставался главным украшением Рима. Человек уже состарился, стал немощен и смирился с крахом своей алчной мечты. Он понял, что Колизей невозможно похитить, разрушить, унести с собой. Он принадлежит истории, всем и каждому.
Неслучайно еще в VI веке англосаксонский монах Беда Достопочтенный изрек: «Пока стоит Колизей – будет стоять Рим, когда падет Колизей – падет Рим, а падет Рим – падет и весь мир».


Он и цирк Флавиев, и «Чирко Массимо»…

 

 

...а так сейчас с высоты птичьего полета

Впрочем, Колизей за свою богатую историю пережил не только маниакальную идею вора-одиночки. В Средние века грандиозный цирк Флавиев (таково его официальное название) слыл самой большой каменоломней Италии, а то и всей Европы. Папа Павел III официально разрешил использовать камни Колизея для строительства дворцов. Так что, если окажетесь в Вечном городе и будете любоваться архитектурой палаццо Барберини, палаццо Канчеллерия, палаццо Венециа и того же собора св. Петра, знайте, что эти здания выстроены фактически из сердца Колизея. Можно сказать, что древний цирк построил нынешний Рим. Ведь, по свидетельству историков, травертин из «Чирко Массимо» (как зовут Колизей сами итальянцы) пошел на сооружение 23 домов видных римских фамилий, шести церквей, папской канцелярии, нескольких мостов и гавани.
Сам же цирк Флавиев был построен по решению императора Веспасиана, того самого, что догадался обложить налогом общественные туалеты и изрек знаменитое «Деньги не пахнут». Основатель династии Флавиев, наследовавший жестокому Нерону, задумал стройку на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой дом». Махину достроили лишь при старшем сыне Веспасиана – Тите. Он-то и закатил в честь открытия грандиознейшие 100-дневные игры, во время которых насмерть бились несколько тысяч гладиаторов.
Вообще стоит признать, что голосовавшие в Интернете за включение цирка в число семи чудес света не ошиблись, ведь в рассказе о Колизее частым словом будет «самый», поскольку это крупнейший амфитеатр в мире. И даже императоры не гнушались выходить на его арену. В частности, сыгранный Хоакином Фениксом в фильме «Гладиатор» цезарь Коммод во время представлений бился одетым в шкуру льва, изображая Геракла.
Между прочим, римляне, знавшие толк в зрелищах (вот кто не стеснялся в средствах и не ограничивал фантазию, устраивая шоу), продумали все для удобства просмотра гладиаторских битв: в жаркую погоду специальные механизмы натягивали над всем амфитеатром тент из шелка и льна. А вы думали, что раздвижные крыши современных стадионов – плод инженерного гения нынешних механиков? Как бы не так!


Колизеем звали статую Нерона

 

Цирк Флавиев строился как арена для развлечений, чтобы запуганные жестокостями Нерона римляне смогли отдохнуть и забыть тирана. Но Нерон сумел отомстить своим гонителям. Сегодня не все знают, что самый большой цирк Древнего мира носит имя династии Флавиев. А вот имя Колизей, под которым он вошел во все путеводители, досталось ему по наследству от гигантской 30-метровой статуи Нерона, стоявшей рядом. Эту колоссальную фигуру и прозвали Colosseum. Веспасиан, правда, отвинтил ей башку рыжебородого деспота и приставил голову бога солнца Гелиоса. Но в памяти народа статуя осталась под именем Колизей. Позже имечко перекочевало и на цирк, где взор публики тешили не только кровавые игрища, но и конные состязания и даже выступления фокусников. Но крови было больше. Именно потому ежедневно к Колизею подвозили десятки возов с красным песком. На нем кровь не так заметна.


Его рисовал Гоголь

 

За свою долгую историю Колизей был не только цирком, но и каменоломней, жилым зданием, мыловарней. Там обжигали известняк и пряли пряжу. Одно время тут даже располагалось предприятие по производству пороха.
И лишь тезка нынешнего папы римского – Бенедикт XIV в восемнадцатом веке решил установить памятник в Колизее – огромный крест в центре арены – в память о погибших здесь единоверцах. Крест этот видел и русский путешественник, прозванный римлянами синьором Никколо, часто посещавший старинный цирк во время своих путешествий по Италии. Он писал в письмах на родину: «Прекрасный мой, чудесный Рим». Еще он любил рисовать Колизей, возле которого не раз убеждался в том, «как хорош Рим и какая бездна для рисования». Знали бы римляне, как замечательно этот рисовальщик пишет книги! Фамилия его была – Гоголь. Вот он-то прекрасно знал историю Вечного города и Колизея.


Присвоенная слава

То, что Колизей весьма выигрышно смотрится на фото и рисунках, прославило его и в нумизматике. На монете в
5 евроцентов, отчеканенной в Италии, на оборотной стороне изображен именно большой цирк Флавиев. Сколько таких «колизейчиков» пришлось отдать мне во время экскурсии по Риму продавцам сувениров!
Но все же самые драгоценные изображения фрагмента большого цирка Флавиев хранятся в частных коллекциях, например фехтовальщика Павла Колобкова или велогонщика Вячеслава Екимова. По традиции, установившейся с 1928 года, авторы олимпийских медалей почему-то помещают на оборотной стороне награды рядом с богиней победы Никой кусок стены римского цирка. И это притом что Игры-то родились в Греции! Но, видимо, такова магия этого чуда света, что украсть его невозможно, а само оно легко крадет и чужое имя, и чужую славу. Впрочем, порадуемся тому, что Колизей стоит, ведь его крепость, если верить монаху Беде, – залог того, что беды обойдут наш мир.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика