08.10.2007

Дворянин при дворе президента

Новый вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин выделяется аристократическими манерами, тягой к искусству и незаметностью при достаточно публичной должности.

Новый вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин выделяется аристократическими манерами, тягой к искусству и незаметностью при достаточно публичной должности.

Фамильный склеп

Сегодняшняя политика такова, что мы не знаем голосов, а тем более мыслей и идей многих наших крупных чиновников. Некоторых мы вообще знаем только по фамилиям. У вице-премьера Нарышкина фамилия знатная. Как известно еще из школьных учебников, Наталья Нарышкина была женой царя Алексея Михайловича и матерью Петра Первого.
– В детстве мы никогда не задавались вопросом, тот ли это Нарышкин, а сам он ни о чем таком не говорил, – рассказал «Собеседнику» друг детства вице-премьера Алексей Пастухов. – Я много раз бывал у них дома – в центре Санкт-Петербурга, на Фонтанке. Никаких портретов и фамильного фарфора-серебра я там не видел. Жили они с родителями в небольшой трехкомнатной квартире. По-моему, его родители были обычные служащие.
– Когда мы уже повзрослели, я спросил Сергея, имеет ли он все-таки отношение к царскому роду. Он ответил: да, наводил справки, что-то такое вроде бы есть. Он этой темой интересуется и, по-моему, даже входит в Дворянский клуб Нарышкиных. Он вообще увлечен историей и краеведением, – дополнил Алексея другой товарищ Нарышкина Юрий Загашвили.

Обидеть художника
Сергей Нарышкин закончил не обычную среднюю, а художественную школу – базу Высшего худучилища имени Веры Мухиной. Но художник из Нарышкина не получился – его не приняли в «богемную» группу будущих Рембрандтов и Микеланджело. Но и не отчислили в обычную школу, как поступали с самыми безнадежными учениками. Будущий вице-премьер остался по соседству с искусством, хоть и за его пределами. Но тягу к прекрасному сохранил на всю жизнь: Нарышкин – известный театрал и поклонник  джаза, любит также общаться с актерами, дружит с Ларисой Долиной и Зурабом Церетели. Последний не так давно нарисовал портрет жены царя Натальи Нарышкиной, и все отметили, что она – одно лицо с действующим вице-премьером. Не исключено, что сам возможный потомок и стал для художника моделью.

В детстве Нарышкина было достаточно «художеств».
– Мы с Серегой всегда сидели за первой партой, – вспоминает одноклассник Алексей

Пастухов. – Как все нехудожники, мы лучше успевали по точным предметам, и на контрольных задние парты всегда ждали, когда мы решим свои варианты задач и потихоньку передадим по рядам черновики. Мы учились хорошо, но никогда не были занудами и зубрилками. Помню, перед выпускными экзаменами Нарышкин пообещал: если сдам всё на пятерки, нырну в Фонтанку. В день, когда мы сдали последний экзамен на «отлично», ночью пошли и прыгнули в Фонтанку.
Питерские журналисты раскопали в архивных недрах школьный журнал, где на странице выпускных экзаменов напротив фамилии Нарышкин стояли прочерки, а потом поверх них появились оценки – отличные, конечно. Но одноклассники так и не смогли вспомнить никакого инцидента с Нарышкиным на выпускных экзаменах и списали все на техническую ошибку. «Секретарь тогда старенькая была».
В аттестате Сергея Нарышкина – круглые пятерки. Но медали он почему-то не получил.
– Нам тогда как-то странно объяснили: в первом полугодии у вас были четверки, – вспоминает Алексей Пастухов. – А 10 лет назад на встрече выпускников наша классная руководительница призналась: в тот год на школу почему-то не дали разнарядку на медали.
Самый незаметный из всех вице-премьеров последних лет, Нарышкин, судя по всему, и сегодня за медалями не гонится, предпочитая оставаться в аппаратной тени.

В драках был «тараном»
– У нас была любимая забава на переменах – потасовки с «Б» классом, – признается Алексей Пастухов. – Знаете, когда один мальчишка сидит на спине у другого и эта «конструкция» сталкивается с такой же парой противника. Кто устоял, тот и выиграл. Серега всегда внизу был, потому что он здоровый и сильный. На физкультуре всегда был в числе первых.
Знающие чиновники утверждают, что и на государственных должностях Нарышкин никогда не претендует на роль «сверху».
Скорее всего еще в художественной школе будущий аппаратчик приобрел и тягу к изысканности во внешнем облике. Многие отмечают, что Нарышкин уважает хорошие дорогие костюмы и галстуки. Коллекция последних у него столь велика, что он периодически раздаривает их друзьям.
– Мы еще в старших классах экспериментировали со своим обликом, – припомнил Алексей Пастухов, сейчас – преподаватель в Университете технологии и дизайна. – Например, подражали модному тогда Клубу джентльменов – они то носили белые шарфики, то вдруг меняли галстуки на бабочки. И в таком виде любили после уроков погулять в Летнем саду, поговорить о книгах, картинах. Сергей, кстати, что тогда, что сейчас не увлекался сквернословием. Хотя и ханжой не был, от наших молодежных пирушек и застолий никогда не уклонялся. Любил петь и умел играть на гитаре. Его любимая песня – «Ой, мороз, мороз!»

Дела сердечные и тайные
Так и не изваяв своих «Рабочего и колхозницу», Нарышкин решил связать жизнь с точными науками – поступил на приборостроительный в Военмех – Военно-механический институт.
– Наш вуз, – рассказал «Собеседнику» зав. кафедрой технологии приборостроения Военмеха Юрий Мурашов, – готовил специалистов для оборонки. Некоторые кафедры были закрытые, и после лекций студентам даже не разрешалось выносить из аудитории конспекты, все записи сдавали перед уходом.
Но делать секретные приборы Сергею Нарышкину так и не пришлось – пошел по комсомольской линии. Единственное, что он построил в институте – это семью. С будущей женой – Таней Якубчик Нарышкин учился на одном курсе. Они дружили все студенческие годы, а сразу после получения дипломов поженились. Татьяна преподавала в Военмехе вплоть до перевода мужа в Москву. У Нарышкиных двое детей – у сына Андрея сейчас небольшой бизнес в Санкт-Петербурге, дочь Вероника – второкурсница Плехановской академии. Сердечные дела не отвлекали Сергея Нарышкина от карьеры.
– Во время учебы он стал членом бюро комсомольской организации, а после окончания института его выбрали секретарем комсомола Военмеха. Это означало, что он уже попал в номенклатуру и его карьера, по сути, была предопределена, – объяснил «Собеседнику» Юрий Мурашов.
Примерный студент и общественник, судя по всему, был допущен к еще более серьезным секретам, чем его товарищи по студенческой аудитории. Говорят, одна из спецслужб обратила внимание на старательного, сдержанного и неболтливого выпускника. Он куда-то исчез на 3–4 года, а потом появился на должностях, которые традиционно занимали люди в соответствующих погонах – сначала стал проректором по режиму в родном Военмехе, а потом и вовсе был направлен третьим секретарем посольства в Бельгию. По одной из версий, Нарышкин работал на спецслужбы под прикрытием посольства, а в период «зеро» – послеинститутские годы, когда он исчез из поля зрения – проходил соответствующую подготовку в Институте КГБ. Некоторые авторы не исключают, что там он познакомился и с нынешним президентом. Путин и Нарышкин практически ровесники.
– Я помню, Сергей возвращался из загранкомандировок с какими-то диковинными вещами, – говорит Алексей Пастухов. – Например, первый CD-проигрыватель я увидел у него еще в 1980-х годах. В СССР тогда даже видеомагнитофоны были редкостью.
В 1992 году Нарышкин вернулся в родной Петербург. С опытом заграничной работы и знанием английского и французского языков он логично занял должность главы отдела внешнеэкономических связей комитета по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга. Его бывшие коллеги приписывают Нарышкину заслуги по привлечению крупных западных инвесторов в Санкт-Петербург. Другие считают, что иностранный капитал в тот период и сам рвался на огромные неосвоенные российские территории. А главный капитал в жизни Сергея Нарышкина – это связи. Начальником одного из комитетов в администрации Санкт-Петербурга в то время был Владимир Путин, и по работе два чиновника не могли не пересекаться. Финансами Санкт-Петербурга тогда ведал будущий министр Алексей Кудрин. Это и был костяк всемогущих в будущем «питерских».
В 1995 году Нарышкин внезапно оставил госслужбу и перешел на работу в Пром-связьбанк. Бывшие коллеги говорят: «заработать». Владельцем Промсвязьбанка был опять же близкий Путину банкир Владимир Коган (сейчас – зам. главы Росстроя). В 1997 году госслужба опять позвала Нарышкина – он стал снова приманивать инвестиции, но уже не в Санкт-Петербург, а в Ленинградскую область. Должность публичная, но у Нарышкина, как говорят в пресс-службе администрации Ленинградской области, не было даже своего пресс-секретаря. Многие усматривают в сдержанном, нордическом характере Нарышкина и его скрытных манерах выучку спецслужб.
– Когда я к нему заходил в кабинет, это всегда был ровный, доброжелательный, сугубо деловой разговор, – сказал «Собеседнику» советник пресс-службы администрации Ленинградской области Валерий Волобуев.

Настройщик аппарата

В 2004 году чиновника с дворянской фамилией перевели поближе к Кремлю и Белому дому – назначили сначала заместителем, а потом и главой руководителя аппарата правительства РФ. Михаил Фрадков, новый босс Нарышкина, кстати, в свое время тоже успел поработать в Бельгии. Правительственный аппарат при Нарышкине заработал бессбойно и неслышно.
– Трудно сказать, при нем все еще больше засекретилось или Нарышкин устранил все аппаратные проблемы, но никаких сигналов о них при новом главе аппарата вовне не просачивалось, – говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. – Нарышкин – человек подчеркнуто непубличный.
Когда несколько месяцев назад Нарышкина повысили до вице-премьера, на одном из «закрытых» собраний для пиарщиков Сурков попросил не критиковать Нарышкина. Столь оберегаемого чиновника сразу записали в преемники президента. Скептики, наоборот, решили, что это просто отвлекающий маневр.
Главная рабочая делянка, которую Путин определил Нарышкину – внешнеэкономические связи. Прежде всего – со странами СНГ.
– Нельзя сказать, что эти связи у нас окрепли, – оценивает Михаил Виноградов. – С кем – с Грузией? С Украиной? С Эстонией?
Другая задача, которая досталась Нарышкину – административная реформа. Художник по школьному образованию, новый вице-премьер должен стать «скульптором» нового госаппарата. Но и этот «каменный цветок» у нас пока не выходит. Отсечь все лишнее не получается.
– Одна из последних функций Нарышкина – «распечатать» стабфонд, часть которого решено все-таки инвестировать. Это огромные государственные деньги, и ясно, что на этот участок могли посадить только «своего», – убежден Михаил Виноградов.
Статус «порученца» и особо приближенного лица доказывает и то, что Нарышкин, помимо вице-премьерского и правительственного кресел, восседает еще и в советах директоров таких серьезных компаний, как «Первый канал» (главный рупор власти) и «Роснефть» (главная труба власти). На Нарышкине «висит» еще и Федерация плавания, которую он тоже возглавляет. И это, наверное, самая приятная нагрузка. Нарышкин любит водную стихию и неплохо плавает, а заодно имеет возможность приглядывать за дочкой, которая считается весьма перспективной пловчихой. Сам Нарышкин, как рыба, непотопляем. И так же разговорчив. Увидим, поможет ли ему это в длинном предвыборном заплыве.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика