Кто мутит воду в Самаре?

Среди зачинщиков скандала с массовым увольнением директоров самарских школ называют бизнесмена Хенкина.

Недавнее празднование Дня учителя напомнило о перипетиях скандальной истории с увольнением одиннадцати директоров средних школ в Самаре. Разобраться в этом нашумевшем деле по инициативе главы думского комитета по образованию и науке Николая Булаева решили депутаты нижней палаты. Драматические события, которые разворачивались в приволжском мегаполисе, сразу же вызвали широкий общественный резонанс. Пикеты в поддержку отстраненных от работы педагогов прокатились по многим городам страны. История на глазах приобрела и политическую окраску. Ведь в СМИ неоднократно сообщалось, что массовое увольнение школьных директоров якобы было связано с попытками чиновников самарской горадминистрации сагитировать их вступить в ряды партии «Справедливая Россия». Почему именно в эту, а не в другую партию, становилось ясно, исходя из партийной принадлежности мэра Самары Виктора Тархова: градоначальник как-никак возглавил региональный партсписок СР на предстоящих выборах в Государственную думу. В общем, на поверку выходило, что руководитель департамента образования мэрии Александр Каймаков, зазывавший педагогов в «Справедливую Россию», выполнял установку того же мэра?
Когда же школьные директора пожаловались в местную прокуратуру, городские власти ответили репрессиями.
Эта версия самарского школьного скандала выглядит, конечно, красиво, особенно на фоне разгорающихся предвыборных страстей. Однако у вдумчивых представителей электората возникли вопросы. Спрашивалось: зачем мэру Тархову было идти на такой скандал, давая повод политическим оппонентам упрекать его в самодурстве? Кто решил сделать шефу перед выборами такой «щедрый подарок»?
Существует и другая, радикально противоположная точка зрения на драматургию этой «педагогической поэмы». Поскольку ясно, что скандальная история с увольнением педагогов не добавила предвыборных очков мэру Тархову и региональному отделению справороссов, то автоматически потерянные избирательные голоса по идее должны отойти их политическим оппонентам. На это указывает и то обстоятельство, что первой тревогу по поводу отстранения учителей от работы забила «Единая Россия». Однако если разобраться, то окажется, что скандал со школьными директорами, который разнесся по всей стране, совсем не на руку новому губернскому руководству во главе с губернатором-единороссом Владимиром Артяковым. А даже совсем наоборот: что хорошего в том, что регион лишний раз склоняется в негативных новостях? Ведь любой подобный скандал, замешенный на социальной напряженности, совсем не идет на пользу стабильности. Не вяжется нашумевшая история и с образовательным нацпроектом. В общем, куда ни кинь – а выходит, что массовое увольнение педагогов, да еще с политическим подтекстом, бьет по позициям как мэра Тархова, так и губернаторской команды.
Это означает, что комбинационную партию против тех и других участников предвыборного марафона могла умело затеять третья сила со своими собственными политическими амбициями либо бизнес-интересами. Такое в российской истории, тем более в регионах, время от времени случается. В прежние времена это называлось влиянием олигархов на приводные механизмы власти. Теперь, когда олигархи и бизнесмены как будто бы равноудалены от властных коридоров, старое явление трансформировалось в новую форму.
Разбираясь в самарской истории, ряд СМИ отмечает особую роль в коридорах гор-администрации местного бизнесмена Александра Хенкина. Эта фамилия в Самаре давно на слуху. Настораживающий парадокс, однако, состоит в том, что, кого из горожан ни спроси, в чем состоит бизнес Хенкина, мало кто ответит по существу. Зато многие всерьез и не без оснований полагают, что Хенкин играет особую роль в функционировании определенных структур муниципальной власти. Примерно так же десяток лет назад говорили и про Бориса Абрамовича Березовского: мол, олигарх вне определенной сферы бизнеса, но с большими деньгами и связями. Таинственности фигуре Хенкина придают и публикации как в местных, так и в федеральных СМИ. В одной уважаемой газете, например, недавно было отмечено, что «ставленником влиятельного бизнесмена Александра Хенкина» является первый заместитель главы города Самары Сергей Арсентьев. Много говорилось и про то, что Хенкин щедро финансировал прошлогоднюю предвыборную кампанию Виктора Тархова, который год назад стал новым самарским градоначальником. Упоминалось в СМИ и про то, что на весенних выборах в областное Заксобрание Хенкин был включен в список «Справедливой России». Правда, сказанное отнюдь не означает, что приближенный к городской власти бизнесмен, склонный к политическим проектам, напрямую влияет на действующего мэра. Виктор Тархов – фигура хоть и неоднозначная в электоральном восприятии, но вполне самостоятельная. А вот его первый заместитель Арсентьев, похоже, из другого теста.
Между прочим, руку на пульсе всей скандальной истории с увольнением директоров самарских школ изначально держал не кто иной, как Арсентьев. Именно он приносил извинения педагогам за незаконную политическую агитацию, его же назвали «антикризисным менеджером в самарском школьном скандале». К слову сказать, выясняется, что от работы были отстранены совсем не те директора школ, которых агитировали за вступление в партию. Нюанс примечателен тем, что дает основания для подозрений: а не воспользовалась ли «третья сила» агитационным мероприятием как предлогом для того, чтобы раздуть скандал и направить его в заранее запланированное русло? Так кто же ловко замыслил и исполнил самарское дежавю?
По мнению членов комитета по труду и социальной политике Государственной думы, такая комбинация вполне по силам таинственному бизнесмену Хенкину, который не прочь «расчистить место мэра для своего давнего партнера Арсентьева», а заодно создать проблемы и новому губернскому руководству. Увы, разменной монетой в этих политизированных играх стали одиннадцать школьных директоров с педагогическим стажем и опытом, который в нынешнем учебном году так и остался невостребованным.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика