08.10.2007

Возвращение в Канны

.

Ни о каком русском прорыве на юбилейном Каннском кинофестивале, конечно, говорить не приходится, но виноваты здесь исключительно Канны.

Само собой, после двух лет кряду отсутствия России в конкурсе сразу две картины, принятые неоднозначно, но уважительно, выглядят успехом и чуть ли не признаком возрождения нашего кино. Но в том-то и драма, что это возрождение, если оно в самом деле осуществится, никак не связано с успехом Андрея Звягинцева («Изгнание») и Александра Сокурова («Александра»). Каннские отборщики желают видеть Россию предсказуемой, привычной, набившей оскомину и никакой иной: мы должны поставлять миру либо затянутое религиозное кино в духе Тарковского, либо умеренно политизированное, культурное, духовное и снятое вдобавок режиссером, еще на волне перестройки успевшим засветиться на Западе. Сами понимаете, выбор небольшой.
Между тем, сколь бы ни была сильна последняя каннская конкурсная программа, в России сегодня полно картин, которые уверенно составили бы конкуренцию тарантиновскому «Доказательству смерти», вансентовскому «Параноидальному парку» и даже победившему фильму румына Мунгиу «Четыре месяца, три недели и два дня». После некоторого простоя и метаний в поисках нового языка российское кино выстрелило залпом – тут вам и новый Балабанов, чья чернуха могла бы вызвать в Каннах живейший интерес, и «Тиски» В. Тодоровского, и «Два в одном» Муратовой, и «Отрыв» Миндадзе (на весьма сенсационном материале, отсылающем к истории мстителя Калоева), и штук десять вполне кондиционных жанровых картин о той самой живой путинской реальности, которая уж как-нибудь поинтереснее чеченской проблематики. Хотя бы потому, что «Александра» рассказывает о временах зачисток, а сейчас в Чечне другие, не менее грозные опасности. Но Европа оправдывает миф о своей старости, беззубо пережевывая кашицу из газет десятилетней давности. Не зря откровенно пропагандистская документальная картина Андрея Некрасова «Бунт» – об Александре Литвиненко со скандалом включена в конкурсную программу. Хотя о мере достоверности некрасовских расследований могут судить все, кто видел его «Недоверие» – вялую и бездоказательную халтуру о московских взрывах 1999 года.
Тот факт, что Константин Лавроненко получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль (в «Изгнании») – большой успех хорошего артиста. Беда только в том, что даже эта награда не сделает «Изгнание» хитом на родине. России сегодня нужно зеркало, в которое она могла бы вглядеться, чтобы наконец увидеть себя со стороны. Но на пути такого кино стеной стоят российские прокатчики, настроенные на быструю прибыль. А на Западе настоящая Россия тем более никому не нужна. Так что сильная картина о современности, с новыми лицами и мыслями может сегодня появиться разве что чудом.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика