Новости дня

18 октября, четверг








































17 октября, среда





Аркадий Инин: Юмор будет опускаться все ниже

0

Как и обещали, продолжаем тему «несмешного о смешном», начатую в №24 и 29. Да, речь вновь пойдет о состоянии современного юмора. На сей раз – слово знаменитому писателю-сатирику, кинодраматургу Аркадию Яковлевичу Инину.

– Естественно, первым делом вы спросили меня про Comedy club. Отвечаю: к этому проекту я отношусь с омерзением. Подчеркиваю: мне омерзителен проект, но не его участники. Напротив, они талантливые артисты, удивительно музыкальные, обладающие редким даром импровизации. Так что дело не в них, а в состоянии общества: их «юмор» – это не чья-то вина, а наша общая беда.
Объясняю. Тридцать лет назад я попал в Америку с делегацией советских кинематографистов. Американцы, желая нас порадовать, повели на популярное шоу – Stend-up Comedy. На сцену выскочил развязный шоумен: «Ну что, вонючки, все собрались?» – и плеснул чем-то из бокала в лица зрителей. Зал восторженно зааплодировал. А шоумен продолжил: «Как дела, кретины? Бобби, ты расстался с вислозадой телкой?» Публика ревела от счастья. А мы вжимались в кресла от стыда. Потом на похожем шоу в Германии публика заходилась восторгом, когда актер ронял штаны, издавая непристойные звуки.
Мы, воспитанные на совершенно иной культуре, решительно не могли принять кошмар свободного и сытого общества! У нас ведь все было по-другому. Спокойное равенство в нищете, непыльная работа с девяти до шести и масса свободного времени для посиделок на кухнях, где мы с упоением ругали советскую власть. Была железная цензура, и юмористы-сатирики оттачивали свой ум на искусстве невозможного – сказать хоть какую-то правду, но не получить по шее. Поэтому был тонкий юмор намеков и аллюзий. И советская аудитория радостно улавливала эти отчаянные аллюзии, что требовало мыслительных усилий не только от авторов, но и от зрителей.
Сегодня же в рыночной экономике люди, чтобы выжить, пашут на трех работах, а дома, измочаленные, падают перед телевизором, не желая никаких мыслительных усилий: «Сделайте нам легко и весело!» А самый легкий способ увеселения – острить на уровне туалетов и гениталий. Кроме того, есть тоненькая прослойка богатеньких буратино, которые напробовались всего на свете, и после утонченных трюфелей и фуа-гра им хочется каких-нибудь гадких жучков-паучков и хамского, эпатажного юмора. Тут-то появляется Comedy club.
И тридцать лет назад в Америке, и сегодня в России гораздо отвратительней, чем артисты на сцене, публика в зале – чудовищно ржущая от удовольствия, когда ей в лицо швыряют словесные фекалии. А сами артисты, повторяю, весьма одаренные, вот только бы их дар – да в мирных целях!
Ну ладно, это юмористическая молодежь. Но меня крайне огорчают вопросы про некоторых артистов – заслуженных мастеров юмора: «Что они несут? Они что, ничего не понимают?» Да всё они отлично понимают! Это умные и талантливые люди. Здесь опять же не вина, а беда моих давних коллег и друзей. (Очень надеюсь, что мы останемся друзьями и после этих заметок!)
Опять объясняю. Вот в советское время был знаменитый «Клуб «12 стульев» «Литературной газеты». Его авторы собирали по стране дворцы и стадионы не убойными анекдотами, а тем, что называлось «ироническая проза». То есть не только смешная, но и непременно умная. Вызывающая шквал смеха и гром аплодисментов. И мы думали, что так будет всегда.
Но грянула перестройка. А мы ничего не поняли, и по инерции вышли на сцену, и… ушли без смеха, без аплодисментов, под стук собственных каблуков. Новой публике наша «ироническая проза» была не нужна. (Причины см. выше.)
Что было делать? Ну, мне повезло, я многостаночник: не вышло на эстраде – стал писать книги, киносценарии, телепрограммы. А что было делать замечательным артистам, которые писать сценарии не умели? Либо уйти из профессии, либо остаться на сцене, но опуститься на тот уровень, которого требовала новая аудитория. Так что, повторяю, мои друзья и коллеги всё отлично понимают и остаются мастерами талантливыми, но вынужденными добиваться зрительского успеха в условиях новой культуры.
Вы спрашиваете, что же делать теперь? Да ничего. Свобода слова и жажда денег победят. Юмор будет опускаться все ниже, думающая аудитория будет все жиже...
Однако по традиции советской юмористики я все же выдам «положительный финал». Не унывайте, все не так уж плохо! Вспомним, что резиденты Comedy вышли из КВН, а блистательный КВН продолжает лучшие традиции юмора. Есть еще и замечательный неувядающий «Городок». Есть прекрасные авторы – Арканов, Задорнов, Альтов, Мишин, Трушкин… И есть Жванецкий – гений на все времена и общественные формации!..

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания