25.09.2007

Куда исчез Гуцериев?

«Собеседник» продолжает следить за судьбой самого скандального российского миллиардера последних месяцев Михаила Гуцериева.

«Собеседник» продолжает следить за судьбой самого скандального российского миллиардера последних месяцев Михаила Гуцериева.

 

Имитация

 

Генпрокуратура и МВД докладывают, что российского миллиардера Михаила Гуцериева сегодня ищут по всему миру. По данным «Собеседника», по-настоящему его не ищут нигде.
– По линии нашего Интерпола Гуцериев в розыск не объявлен, – сообщили «Собеседнику» в азербайджанском отделении Интерпола. – Возможно, проволочка связана с бюрократией. Наше ведомство должно удостовериться, что его дело – не политическое.
В том, что дело Гуцериева – не политическое, сегодня не поручится никто. Информация о том, где сейчас находится опальный миллиардер, меняется по несколько раз в день. Практически каждый час – новые адреса и явки. С одной стороны, Генпрокуратура и МВД усердно показывают, что владеют ситуацией, а с другой, возможно, и люди Гуцериева сознательно путают следы. Последний раз был уверенно объявлен даже конкретный адрес – поселок Насосный в пригороде Баку, где Гуцериев будто бы уже давно прикупил дом для своего сына Чингисхана. Я дозвонилась в администрацию поселка-«убежища».
– Нет у нас таких, – сказала «Собеседнику» сотрудник администрации поселка Эсмира Саламова. – Место здесь  неплохое – на берегу моря, но и не самое престижное в Баку. По-настоящему богатые люди покупают дома в других местах. Россияне тоже покупают коттеджи, но только не на свое имя. Иностранцам запрещено приобретать у нас недвижимость. Но имя Чингисхан такое редкое, что мы бы знали, если бы такой здесь хоть раз появился. И Михаила Гуцериева у нас никогда не было.
Точно сейчас можно сказать только одно: последнее официальное появление Гуцериева было в Баку, в Голубой мечети, где он прощался с умершим накануне сыном. Исчезновение бизнесмена многие связывают именно с таинственной и неожиданной смертью его 22-летнего сына Чингисхана Гуцериева. Проблемы в бизнесе и уголовные дела (за уклонение от уплаты налогов и незаконное предпринимательство) Михаил Гуцериев комментировал и не пытаясь спрятаться. Исчез и замолчал он сразу после похорон сына.

Глава клана
Михаил (по паспорту Микаил или Микаэл) Гуцериев – глава влиятельного ингушского

 

клана. Гуцериевых три брата, Микаил – средний по возрасту и старший по влиянию. Все мои собеседники отмечали, что Гуцериев действительно незаурядный бизнесмен, но при этом эмоциональный и вспыльчивый человек с типично кавказским темпераментом, который никогда не упускал повода подчеркнуть свои заслуги: «Я всего сам в своей жизни добился, а вы…» – слушать это было не всем приятно, но возразить трудно. У Гуцериева было нетипичное для современного олигарха начало. Выходец из сосланной в Казахстан многодетной семьи, Микаил Гуцериев начинал действительно с нуля.
– Я его помню еще с конца 1980-х, когда он приехал из Казахстана в Грозный, – рассказал глава Ингушского общественного центра в Москве Дауд Хучиев. – Про него говорили, что он с автовокзала сел на первый автобус, доехал до конечной остановки, вышел и оказался перед воротами фабрики национальных промыслов. Может, это легенда, но на него это похоже. Высшее образование уже было, поэтому его взяли инженером. Через несколько лет он не только возглавил, но и сумел сделать проблемное предприятие коммерчески успешным. Как-то умудрился наладить сбыт национальной продукции в регионы. Не знаю, как он пристраивал бурки, полотенца, ковры и что они там еще выпускали, но раньше все это годами пылилось на складах. Время было еще советское, а Гуцериев уже мыслил коммерчески. Раскрутив это дело, он создал чуть ли не первое в стране совместное с Италией предприятие по производству мебели. То, что в Чечне до него таких СП не было – это точно.
Гуцериев уехал из Чечни в эру Дудаева, которого не поддерживал и не понимал.
– Как и я, он оказался в Москве, в одном костюме с зонтиком в руках, – говорит Дауд Хучиев.
В Москве беженец из Чечни снял небольшую квартиру, которая поначалу была и офисом. Так появилась фирма БИН, ставшая впоследствии банком. Сегодня это большая финансовая группа, которая владеет не только деньгами вкладчиков, но и крупными объектами в Москве: три оте-ля «Мариотт», два «Холидей инн», помещения сети «Седьмой континент», крупные центры – «Чайка плаза», «Смоленский пассаж». Говорят, что прирастить капиталы Гуцериеву помог скандальный проект 1990-х по созданию зоны экономического благоприятствования – офшора «Ингушетия», освобожденного от налогов. В маленькой кавказской республике в 1994–1997 годах оказалось зарегистрировано больше 3 тысяч компаний. Главой администрации ЗЭБ постановлением правительства РФ был назначен Михаил Гуцериев.
– Я помню случай, как при мне Гуцериев вызвал одного своего менеджера и сказал: вот этот человек предоставляет компаниям информационные услуги. У нас в офшорной зоне 3000 фирм, каждая платит нам по 100 долларов в месяц. Треть миллиона долларов в месяц Гуцериеву приносил только один скромный служащий! А таких подчиненных и таких «услуг» у него были десятки! – привел пример бывший министр экономики Ингушетии Борис Хитиев.
Гуцериев никогда не конфликтовал с властями, всегда умел договариваться, в том числе и с помощью денег, говорят его коллеги по бизнесу.
В последнее время Гуцериев начал активно вводить в бизнес своего старшего сына, 22-летнего Чингисхана, который, закончив обучение в престижном английском колледже Хэрроу, уже вошел в управление «Русской содовой компании», «Русского угля» и БИН-банка. Интересно, что формально Михаил Гуцериев не имеет отношения к БИН-банку, но его возглавляет его родной племянник Михаил Шишханов.
Имя Чингисхан много говорит об амбициях отца и его планах в отношении старшего сына. Именно поэтому странная смерть Чингиса сразу породила версии, что его гибель не случайна.

Гуцериев знает, почему умер его сын

 

Среди родственников Гуцериева я нашла тех, кто верит в естественную смерть Гуцериева-младшего, и других – которые сомневаются.
– Нам трудно поверить в версию: кровоизлияние в мозг и сердечные проблемы, которые возникли будто бы после аварии в результате сильного удара, – поделилась с «Собеседником» близкая родственница семьи. – Мальчик был абсолютно здоров, несколько раз в неделю по два-три часа играл в футбол. И самое главное – авария, которая будто бы привела к смерти, произошла за два или три дня до смерти! Он ехал на «Феррари», которая снабжена подушками безопасности. Чтобы повредиться на такой машине, надо разбиться совсем в лепешку. Но если бы произошла такая серьезная авария, она попала бы в сводки ГИБДД. А этого не было. Два-три дня после аварии Чингис чувствовал себя нормально, все было, как обычно. В последний день, накануне смерти, Чингис даже успел поругаться с охранниками их дома в Москве. Он поздно пришел, и они ему высказали: «Чингис, ну где ты ходишь так долго? Как будто не знаешь, какая сейчас ситуация вокруг твоего отца». Он им ответил: «Я что, перед вами отчитываться должен?» – и ушел к себе. Он жил с родителями, но их не было дома. (По сведениям «Собеседника», Михаил Гуцериев находился в Баку, а его жена и второй сын – в Лондоне, где Гуцериев-младший тоже получает образование. – Р. А). Тело Чингиса нашли на следующий день. В белом махровом халате он сидел за компьютером, а его кровать была не разобрана. У него было такое спокойное лицо! Никакой гримасы боли, которая появилась бы, если бы он умер от сердечного приступа или кровоизлияния в мозг. Я думаю, причину смерти знает его отец. Он лично его обмывал перед погребением (мусульманский обряд. – Р. А.) и 7 часов прощался с ним в Голубой мечети Баку. Не хотел отпускать.
Голубая мечеть Баку не укладывается в логику доводов: «Это жемчужина Кавказа, а Гуцериев хотел похоронить старшего сына со всеми почестями». Мечети Азербайджана – шиитские, а ингуши – сунниты. Но тем не менее тело Чингисхана Гуцериева привезли в Баку, провели обряд прощания и потом доставили обратно в Россию – чтобы похоронить на родовом кладбище Гуцериевых в поселке Чермен Северной Осетии. Родственники рассказывают, что прощания с Чингисханом Гуцериевым в России уже ждали випы – бизнесмены и чиновники только из Москвы прилетели тремя чартерными рейсами.
Посмертный вояж Чингисхана Гуцериева Москва – Баку – Чермен вряд ли объясняется только одними мерами безопасности – мол, на похоронах в Осетии объявленного в розыск Михаила Гуцериева непременно арестовали бы, а не проститься с сыном он не мог.
– Гуцериев-старший заказал в Азербайджане посмертную экспертизу, которая выявила, что смерть сына не была случайной, – утверждает источник в полиции Баку. – И вывод, который был сделан, указывает на отравление.
Официально Бюро судмед-экспертизы открещивается от «экспертизы». «Мы это делаем только по запросу следственных органов», – ответили «Собеседнику» в этом ведомстве.
Теоретически человеку с деньгами, а главное – связями в высших кругах Азербайджана не составляло труда получить любую бумагу. Наши собеседники уверяют, что Михаил Гуцериев прилетел в Баку уже на следующий день после того, как его объявили в России в розыск. То есть 7 августа. Михаила Гуцериева принимали как высокого гостя – во всяком случае, как утверждают, в перемещениях по городу его сопровождали вице-спикер азербайджанского парламента и глава президентской службы безопасности. Контакты Гуцериева с высшими чинами Азербайджана замешены на нефти – в мае этого года российский бизнесмен открыл представительство «Русснефти» в Баку и получил добро на разработку нефтеносных месторождений Азербайджана. В «азербайджанский проект» Гуцериев собирался вложить 300 миллионов долларов. Нефтяной бизнес в Азербайджане тесно связан с правящим кланом.
– Я все узнаю и так просто этого не оставлю, – передают фразу, будто бы сказанную Михаилом Гуцериевым после того, как он получил подтверждение своим опасениям.
Кому помешал Гуцериев? Версии Михаил Гуцериев уступает в известности Абрамовичу и Ходорковскому, но в большом бизнесе и большой политике он не новичок. В 1995 году Гуцериев избрался в Госдуму от ЛДПР и даже занял кресло вице-спикера. Михаила Сафарбековича называют локомотивом и для двоих его родных братьев. Старший – Хамзат, бывший министр МВД Ингушетии, на последних президентских выборах в республике пытался составить конкуренцию Мурату Зязикову. В настоящее время Хамзат Гуцериев – сенатор в комиссии по борьбе с коррупцией Совета Федерации. Саит-Салам Гуцериев – младший из троих братьев – депутат Государственной думы от «Единой России».
Версия 1. Нефти по колено. Большинство экспертов считают, что причина всех проблем Гуцериева зарыта на глубине залегания нефти. Беды посыпались в момент, когда бизнесмен решил стать нефтяным олигархом.
– Я собрал свою нефтяную империю по крупицам, скупая небольшие нефтяные компании, не то что вы – с помощью залоговых аукционов, – будто бы колол глаза коллегам по олигархическому цеху Гуцериев, который сам определял свой стиль в бизнесе как «грубый и агрессивный».
– После того как «Русснефть» была отстроена – у них своя добыча, переработка, сбыт и экспорт, фирму, вполне возможно, захотели прибрать к рукам, – считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Константин Черепанов. – Главным претендентом называют «Роснефть». Косвенно это подтвердил и сам Гуцериев в своем письме к сотрудникам «Русснефти»: «Мне предлагали отдать компанию по-хорошему». Правда, чуть позже было его заявление, в котором тот же автор сказал, что продает «Русснефть» без принуждения извне.
Версия 2. Опять офшор. Осенью Госдума рассмотрит законопроект о создании в Чечне зоны экономического благоприятствования. Гуцериев будто бы проявил к этой истории слишком большой интерес, поэтому и был «выведен из игры».
Версия 3. Кавказ и политика. Как и в случае с Ходорковским, налоги – не главное. Гуцериев обладает влиянием на Кавказе, и в частности в Ингушетии, которая постепенно превращается в новую горячую точку.
– В Ингушетии пытаются развязать войну, чтобы призвать соседа – Рамзана Кадырова утихомирить враждующие стороны. А потом объединить Ингушетию с Чечней, как было раньше, – считает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Михаил Гуцериев действительно имеет несговорчивую репутацию и уже давно пытается вести в республике собственную политику, которая многих раздражает.
Несчастье с сыном – последний и самый сильный удар по Гуцериеву после возбуждения уголовных дел и ареста акций «Русснефти». Случайная или неслучайная смерть сына должна была поставить точку в преследовании бизнесмена. Сломить его или загнать в ловушку – если бы Гуцериев приехал на похороны, он неминуемо был бы арестован. Этого не произошло, и у самой крупной сделки в современной России, которая уже сейчас похожа на дурной триллер, обязательно будет продолжение.

 

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика