03.10.2007

Кто заказывает кино?

.

ФАКК с нами

В прошлом году заместитель главы Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Александр Голутва сообщил, что бюджет в 2007 году планирует выделить 4 миллиарда рублей (150 млн $) на производство и рекламу картин, поддержку Госфильмофонда и киновузов. На кошелек ФАКК заглядываются многие, но как запустить в него лапу?
– Качественный сценарий, который подают анонимно, – основной критерий для получения денег, – сказал нам режиссер нашумевших «Сволочей» Александр Атанесян. – Если он зацепит редакторов, да еще и в должном свете представит страну, то сценарий отправляется на большое жюри, где и будут рассчитывать размер гранта.
Кстати, «Сволочи» частично финансировались из гос­казны. Это и породило массу слухов о том, что, мол, спонсировали картину из бюджета ФСБ. Режиссер опроверг эти слухи и посоветовал внимательно читать титры.
– Мне каждую неделю привозят из ФАКК мешок сценариев, – сказала эксперт жюри киновед Наталья Венжер. – В основном это макулатура. Интересных сценариев мало, но даже если они попадаются, не факт, что неопытный режиссер снимет достойный фильм.
Выбирая сценарий, чиновники не знают, кто его будет снимать.
Размер грантов фиксирован. Максимально можно получить 25–30 миллионов рублей. Минимальная помощь – четверть от максимума.
Раньше все кино снималось по заказу Гостелерадио и за госсчет. Поэтому чиновники вмешивались в творчество. 
Как нам сообщил исполнительный продюсер кинокомпании «Магнум» Александр Соснин, ФАКК не вмешивается в процесс производства и не диктует своих условий. Он не просит изменить сценарий и не участвует в съемочном процессе. Его интересует лишь отчет о потраченных по назначению деньгах. Получив неудовлетворительный финансовый отчет, ФАКК может наказать нарушителей.
Имя режиссера поможет ему в поиске денег лишь при личном контакте с высокопоставленными персонами, например с президентом. Так было с фильмом Эльдара Рязанова «Андерсен», профинансировать который помог лично Путин.


Новичку могут выделить денег
Пробный шар за госсчет может получить любой новоявленный кинодеятель. Но не более 500 тысяч рублей. Столько стоит приличный клип, а не фильм.
Иногда чиновники выделяют деньги на прокат. Таких денег ждут продюсеры фильма «Кука». Как сообщил нам генеральный продюсер кинокомпании Staralis Максим Осадчий, на момент съемок госденег в бюджет картины не поступало.
Кино сейчас стало продюсерским. Ярослав Чеважевский свою дебютную картину о маленькой девочке-сироте «Кука» снимал в компании продюсеров Нателы Абуладзе и лидера группы «Пилигрим» Андрея Ковалева. 


Олигархи, братки и ТВ
В случае когда фильм задуман с размахом – батальными сценами, дорогим гримом и костюмами, – требуются куда более серьезные вливания. И тогда привлекаются серьезные коммерческие структуры. Если, конечно, у них есть желание оставить свой след в искусстве. А что взамен? Свои условия. Например, снять в картине жену или любовницу. Самый яркий пример – голливудская картина «Бобби». Ее профинансировал олигарх российского происхождения Мишель Литвак. Соответственно бок о бок с голливудскими звездами снялась его жена Светлана Меткина.
А когда-то кино снимали на деньги братков. Довелось это испытать и режиссеру Владимиру Басову-младшему. Поговаривают, что и Денис Евстигнеев снял свою «Лимиту» на «братскую» помощь.
По мнению Александра Атанесяна, в том, что состоятельные люди дают деньги и вмешиваются в съемочный процесс, нет ничего плохого. Ведь это их деньги. Кино – это вообще большой риск.
Деньги на фильмы есть еще на телевидении. Именно оно подставило крепкое плечо оте­чественному кинематографу. Не дождавшись госфинансирования, туда ушли такие режиссеры, как Валерий Усков и Владимир Краснопольский («Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» и др.).
– Мы же киношники, – говорит Владимир Аркадьевич, – но ходить с шапкой нам надоело. А на ТВ есть и хорошие сценарии, и финансовая база.
Вот и снимают по заказу каналов уже третий сезон полюбившийся зрителю сериал «Две судьбы».

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика