27.11.2007

Не семья, а просто брак какой-то!

Не так давно глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников выступил с интересной законодательной инициативой: предоставить потенциальным молодоженам право регистрировать брак прямо на дому. Доселе такая услуга полагалась только тем, кто, стремясь к законному браку, не может доковылять до загса по объективным причинам.

Не так давно глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников выступил с интересной законодательной инициативой: предоставить потенциальным молодоженам право регистрировать брак прямо на дому. Доселе такая услуга полагалась только тем, кто, стремясь к законному браку, не может доковылять до загса по объективным причинам.

Жизнь без штампа – суррогат?

Смех смехом, а в действиях парламентария логика присутствует. У нас наметилась тенденция невступления в брак и незаведения семьи. В плане сокращения общего числа брачных союзов Россия ничуть не хуже любой развитой страны. Можно гордиться.
Однако специалисты, вместо того чтобы раздуваться от гордости, бьют тревогу и говорят о кризисе традиционных семейных ценностей и семьи как таковой. Причин тому, по словам психолога социально-психологического объединения «Православная семья» Ирины Рахимовой, предостаточно. Но на первом плане стоит пример предыдущего поколения. Многие не желают заводить собственную семью потому, что много лет созерцали печальный опыт своих родителей и теперь просто не хотят идти по их стопам.
– Хотя статистики по молодежи, вступающей в брак и предпочитающей этого не делать, и не ведется, можно утверждать, что количество незарегистрированных брачных союзов велико, – говорит Ирина Анатольевна. – Очень многие предпочитают жить гражданским браком.
По мнению психолога, гражданский брак прежде всего привлекает своим удобством, которое, однако, обманчиво. В итоге такая пара расстается, и начинается поиск новых партнеров, а время-то идет.

Жизнь, однако, приводит и другие примеры.

– Я уже пять лет живу в гражданском браке, и у нас есть дочь, которая носит мою фамилию, – поделился с нами 28-летний программист Данила. – И не пойму, в чем разница между таким браком и официальным. Мое отцовство установлено, и я имею по Семейному кодексу такие же точно права и обязанности. Нормальный мужчина будет соблюдать их независимо от наличия или отсутствия штампа. Мы, возможно, тоже когда-нибудь распишемся, но сейчас меня и так все устраивает. Как и мою спутницу.

Супруги выходного дня

Некоторые пары, оформившие свои отношения в загсе, продолжают жить отдельно друг от друга, встречаясь лишь время от времени. Так называемый гостевой брак становится все более популярным.
– Когда супруги каж­дый день видят друг друга, они устают, неизбежно возникают ссоры и конфликты, – уверена 25-летняя москвичка Анна Калинина. – А мы с мужем встречаемся по выходным и прекрасно проводим время, ходим в кино, на выставки, сидим в кафе.
Этого оптимизма Ири­на Рахимова отнюдь не разделяет.
– Такая форма брака, на мой взгляд, еще хуже гражданского, настоящая аномалия, – считает она. – Гражданский брак – это хоть и суррогатная, но семья, в ней людей что-то объединяет. Жить в гостевом браке – все равно что плевать в собственный колодец. И заканчивается это плохо – такие семьи неизбежно рушатся. Потому что брак – это не просто взаимоотношения людей, устройство его гораздо сложнее.

Кошмар демографа

В пику традиционным семейным ценностям набирает обороты и ходячий кошмар демографа – движение Childfree (свободные от детей). Впрочем, движением это назвать трудно: люди митингов не устраивают, с транспарантами не ходят, живут обычной жизнью, но категорически не желают заводить детей. То есть тенденция опять же налицо.
– Скорее всего это нежелание также связано с тем, что люди проецируют на свое будущее негативный опыт родителей, – полагает Ирина Рахимова. – Их родители были заняты тем, что зарабатывали на жизнь, часто говорили о хлопотах, давали детям понять, что они – обуза.
Сами же childfree (ЧФ) вряд ли согласятся с Ириной Анатольевной. Мало кого в детстве попрекали фактом их существования. Более того, многих, по их собственным признаниям, родители достают вопросом: а когда же будут внуки?
– Дети ужасно напрягают, – делится одна из ЧФ, 28-летняя Елена. – И вряд ли я сумею стать хорошей матерью. Не вижу смысла делать то, что не сможешь сделать хорошо. Зачем портить жизнь себе, мужу и тому человеку, который даже не просит рожать ребенка?
Кстати, на президентскую демографическую программу у ЧФ есть свой ответ, причем весьма здраво аргументированный. Такой вот интересный «манифест» мы нашли на форуме их сообщества:
«Вот уже сколько времени ведется пропаганда рождения, людям сулят золотые горы. «Материнский капитал» пообещали, бумажки вроде должны выдавать для «взноса на квартиру». Судя по числу таких бумажек, многоквартирных новостроек должно быть очень много. Они строятся? Вы заметили, что строятся новые детсады, школы и больницы в ваших микрорайонах? Вот захотят мамаши на работу выйти – и куда дитё пристроить? Или им одна судьба – к плите? Тогда государство теряет очень много, т.к., зарабатывая деньги, мамаши бы отщелкивали кровные на налоги. А в школу все эти дети пойдут через 5–6 лет. Уже строят новые школы у вас рядом с домом?»

Горожане виноваты

Надо ли хвататься за голову? По мнению директора Центра демографии и экологии человека Анатолия Вишневского, все эти явления исторически закономерны. Если до середины
XIX века почти 90% населения планеты состояло из крестьян, исповедовавших традиционные ценности, то позже они стали переселяться в города, где понятие патриархальной семьи затрещало по швам. Сейчас 75% населения – горожане, которые не испытывают потребности ни в большом количестве детей, ни в заключении брака.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика