13.11.2007

Начальник семейного штаба

Женившись на двадцатилетней девушке, генерал подал в отставку, чтобы молодая жена могла учиться.

Сегодня историей брака, в котором муж вдвое старше жены, никого не удивишь. Но семья одессита Валерия Размустова – не совсем обычный случай. Женившись на двадцатилетней девушке, генерал подал в отставку, чтобы молодая жена могла учиться.

Генерал за рулем «такси»
С Валерием Размустовым я познакомилась случайно: опаздывая, отчаянно пыталась поймать частника – в Одессе, если по пути, от лишних денег не откажется даже водитель джипа. Рядом остановилась «Волга»; по пути, как водится, разговорились с водителем.
– Я пенсионер, – признался подтянутый мужчина.
– Наверное, военный, – предположила я. Оказалось, да. Вез меня целый генерал – бывший начальник оперативного управления воздушных сил Украины!
Валерий Владимирович – вдовец. В 41 год он остался с двумя детьми на руках: сыну Виталику тогда было 14, дочке Светлане – 7.
– Мы с женой душа в душу жили, – вспоминает Размустов, принимая меня в своем доме. – Когда познакомились, она еще школьницей была, я шесть лет за ней ухаживал. И супруга, и я рано остались без родителей, рассчитывать было не на кого, поэтому всего собственными силами добились, детей без бабушек поднимали. То, что я до полковника дослужился, это и ее заслуга… Она у меня на руках умерла: в субботу выписали из больницы домой, а в понедельник ее не стало.
Жена перед смертью сказала мужу: устраивая личную жизнь, не забудь о детях. Но она могла бы и не говорить об этом: Размустов – из редкой породы мужчин, для которых сначала семья, а потом все остальное.
Он пробовал встречаться с разведенной женщиной своего возраста, да ничего хорошего из этого не вышло. Потом познакомился с дамой, которая никогда не была замужем, детей не имела и, по мнению Размустова, могла бы стать заботливым другом для его дочки и сына. Но и тут вышла осечка: женщина, привыкшая к размеренной жизни, новых обязанностей не захотела.
А потом наступил период, когда стало совсем не до личной жизни. Полковнику Размустову предложили поступить в Киевскую военную академию. Нужно было срочно решать, ехать или нет – выбрать карьеру или детей, на которых в первом случае времени совсем не останется. Знакомые в один голос советовали отдать Виталика и Светлану в интернат: «Это же на время!» Размустов лазейку для совести искать не стал – детей было решено взять с собой в Киев. В общежитии академии им выделили две комнаты с удобствами и общей на этаж кухней.
Света тогда училась в третьем классе. За ее школьные успехи отец спрашивал с сына – ругал его даже за четверки, полученные сестрой. Света же отвечала в доме за хозяйство. В наследство от мамы ей остались поваренная книга и сборник рецептов для маленькой хозяйки.
– Она такой плов готовила, такие пирожки пекла! У нее, девятилетней, жёны полковников и генералов рецепты спрашивали! – с гордостью вспоминает Валерий Владимирович.
Через два года Размустовы вернулись домой в Одессу. А потом в их жизни появилась девушка Наташа.

«Не будь наивной – поматросит и бросит!»
Генерал Размустов приметил ее в магазине недалеко от штаба, когда покупал у застенчивой продавщицы яблоки. Сначала приходил в каждый обеденный перерыв, потом стал провожать девушку до электрички. Наташины подружки по работе шептали ей:
– Не будь наивной – поматросит и бросит!
Наслушавшись всякого – и что не пара, и что старик, Наташа однажды вечером запретила Размустову приходить к ней. Он кивнул и ушел.
– Прогнать-то прогнала, а потом села в электричку и думаю: что же наделала, а вдруг действительно больше не придет? – вспоминает Наташа. – Я даже и не заметила, как Валера стал мне нравиться – он как-то постепенно оттеснил на задний план всех моих ухажеров. Они на его фоне казались какими-то скучными недотепами. Хотя поначалу я очень стеснялась нашей с ним разницы в возрасте.
Наташе тогда было всего двадцать, Размустову – сорок семь. Но больше возраста она боялась того, что у него двое взрослых детей – дочь всего на шесть лет младше ее, а сын и вовсе на год старше.
Наташина мама, узнав о романе дочери, принялась оплакивать судьбу своей кровиночки. А потом познакомилась с будущим зятем и успокоилась: стало понятно, что любая за таким – как за каменной стеной. Через полгода ухаживаний Наташа собрала свои нехитрые пожитки и, умирая от страха, отправилась в дом Размустова.
Со Светой они уже виделись: Валерий Владимирович водил своих девочек – четырнадцатилетнюю дочь и двадцатилетнюю без пяти минут жену – в цирк. С Виталием – уже лейтенантом – еще предстояло познакомиться. Узнав о намерении отца жениться, его серьезный 21-летний сын коротко спросил: «Не слишком молодая?» Получив ответ, с расспросами закончил. Оба они – и Света, и Виталик – понимали, что отец имеет право на личное счастье.
Наташа, переступив порог мужнего дома, конечно же хозяйкой себя в нем не почувствовала. Смущалась настолько, что даже отказывалась от еды.

«У нас будет двойня»
После свадьбы Размустов предложил молодой жене съездить куда-нибудь отдохнуть. Наташа наотрез отказалась:
– Мне другой подарок нужен. Хочу, чтобы у нас был ребенок. Девочка.
– Она больше ни о чем не могла думать, – вспоминает Валерий Владимирович. – Мне ничего не оставалось, как сесть и вычислить удачное для зачатия время…
Размустов был на работе, когда позвонила супруга. Она плакала взахлеб.
– Что случилось? – испугался генерал.
– Ты правда любишь меня? И не бросишь? У нас будет двойня. Две девочки!
Рожала Наташа тяжело: отказывали почки, под угрозой была ее жизнь. Вспоминая то время, генерал говорит: «мы рожали», «мы кормили». Когда девочкам исполнилось три года, Размустов настоял, чтобы жена пошла учиться.
– До того как мы поженились, Наташа дважды пыталась поступить в мединститут. Вот я и подумал: неправильно будет, если она из-за меня и детей поставит на своей мечте крест.
Понимая, что воспитывать двойняшек, управляться с домом и при этом учиться в медицинском невозможно, генерал Размустов принял самое сложное в своей жизни решение: он, начальник оперативного управления воздушных сил Украины, ушел с работы. Его коллеги и знакомые были в шоке.
– Я много думал, взвешивал все «за» и «против», – объясняет Размустов. – На каждом этапе жизни происходит переоценка ценностей: пока молод, важнее всего карьера, служба; с появлением семьи на первое место выступает жилье, материальное положение. Когда появились дочки, я понял: не хочу, чтобы они выросли без папы. Я ведь на работу уходил в семь утра, возвращался домой к десяти вечера и девочек своих видел только спящими. Я так не хочу. Пришлось выбирать между службой и детьми.
Генеральша Наталья сейчас не единственная студентка в семье. Светлана учится аж в двух институтах. Пятилетние Кристина и Настя в школу пока не ходят, но и у них дел невпроворот: теннис, танцы, английский, вокал. Папе-генералу скучать не приходится – только успевай корми, наряжай, вози, помогай, присматривай. Он, кстати, иногда своих девчонок путает. Безошибочно узнать, кто Настя, а кто Кристина, можно по цвету одежды и заколочек: первая любит красное, вторая – зеленое.
Генерал Размустов теперь начальник семейного штаба. Говорит, что счастлив, но в последнее время все чаще задумывается о том, чтобы вернуться на работу. Не потому, что скучно – он и не скрывает, что уход в отставку серьезно отразился на семейном бюджете. Все-таки две студентки и два маленьких ребенка не шутка, на одну пенсию, пусть и генеральскую, прожить непросто. Помогает Виталик, Света получает стипендию и пенсию за маму, к тому же подрабатывает. Ну а сам генерал Размустов в свободное время садится за руль и выезжает на одесские улицы, где я однажды с ним и познакомилась.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика