31.10.2007

Доктор Смех

Я боялась, что, будучи здоровой, постесняюсь широко и задорно улыбаться тем, кто сейчас тяжело хворает. Но малыши словно не ощущали своей болезни, и порой я смеялась лишь оттого, что слышала, насколько радостно они хохочут над фокусами моих наставников.

Я боялась, что, будучи здоровой, постесняюсь широко и задорно улыбаться тем, кто сейчас тяжело хворает. Но малыши словно не ощущали своей болезни, и порой я смеялась лишь оттого, что слышала, насколько радостно они хохочут над фокусами моих наставников.

Доктор-клоун –  человек, который лечит смехом больных детишек. Профессия довольно редкая, поэтому необычные врачи приходят только к страдающим самыми сложными недугами. В отделение клинической иммунологии Российской детской клинической больницы (РДКБ) ребята попадают  из-за ослабленной защитной системы организма, они склонны к аллергиям, и любой вирус для них – серьезная опасность. Показать «Собеседнику», как по волшебству из ничего можно сделать отличное настроение, согласились 25-летний Константин Седов и 22-летняя Надежда Ларина, сотрудники Фонда помощи тяжелобольным и обездоленным детям. Их комической паре только два года, и выглядит она весьма колоритно: девушка-дюймовочка (151 см) плюс «дяденька, достань воробушка» (195 см).
Костя – выпускник Высшей школы экономики,  а Надя – второкурсница факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Сложившийся дуэт никак не назвали. Седов  выступает без псевдонима, а вот Надюша перевоплотилась в Марусю.
«Выбегайте к нам, кто спрятался!» – задорно кричит она, приглашая крошек с родителями в общий холл отделения. Когда все усаживаются на лавку,  мы включаем негромкую музыку и начинаем представление. Доктора-клоуны вытворяют всякие штуки, мне же достается роль ассистента – хлопотать о мальчишках и девчонках, следить, чтобы никто случайно не шлепнулся, чтобы каждый понял очередной забавный конкурс правильно – вовремя передавать невидимую хрюшку. В общем, не привлекая лишнего внимания медперсонала, я внедрилась в шумное общество малюток с целью сосредоточить их на шоу.  Зрителям оказалось от двух до восьми. Призыв всем дружно поковырять в носу – в честь скорого наступления весны – был принят на ура. После в ходе несложной бродилки перепутались части тела и лица. На месте шеи вдруг очутилась попа. Да, а я-то предположила, будто эта забава развивающая. Оказалось… лечебная! Еще у нас исчезали красные шарики и желтые платочки, а порванные синие веревочки, напротив, срастались между собой. Ох, до чего же люди недоверчивы, особенно карапузы! Кудесник и сам запутался, где у него фальшивка, а где спрятанное, а они все тараторят: «Покажи, что в левой руке… А точно бабочка не в кармане?» Море азарта вызвало перетягивание каната – и неважно, взаправду или обманом громко побеждали или незаметно терпели поражение Костя или Надя. Главное, ребята, забыв о настоящих болезнях, искренне болели (не в том, не в плохом смысле!) за кого-то. Сегодня они дышали не через маски, а полной грудью.
Кстати, о болезнях. Помню, в детстве, когда у меня поднималась температура, некоторые взрослые от избытка жалости и сочувствия пытались «простужаться» вместе со мной. Здесь иначе. Нельзя ни слова говорить о болячках, о смерти. Но какие-то личные обиды-огорчения выболтать разноцветному доктору даже нужно: он над ними похихикает – глядишь, и малыш уже с ним за компанию заливается.
Закончив выступление, дарим за проявленное терпение всем без исключения фигурки зверушек, согнутые из воздушных шариков. Каждому по персональному заказу.
– Тебе какое животное соорудить? – подмигивает Константин подошедшему к нему мальчику.
Мальчик сначала оценивающе, потом скептически смотрит на длинную и плоскую форму шарика, переводит взгляд на клоуна, который ему явно понравился.
– Мне змею, – типа «бедненький, а что ты еще можешь-то?»
– Раз, два, свободен, – натренированными пальцами Костя быстро загибает уголки, пока Надя раздает презенты лежащим в боксах.
Остальная ребятня не столь сильно заморачивалась на технике изготовления и просила лошадок, пудельков, жирафов, кошечек и, как принято в год Красного Кабана, свинюшек. Один ребенок даже попробовал на прорезавшиеся зубки резиновую основу подарка – пришлась по вкусу.
– Детишки отвечают нам взаимностью, – поделились с нами Надя и Костя в перерыве смены, – у нас в гримерной собрана огромная коллекция фигурок клоунов, открыток, рисунков…
– А что в вашей профессии наиболее приятное?
– Мы безумно рады, если помогли кому-то чуточку поржать или отвлекли от укола, –

рассуждают молодые люди, сами с улыбкой на лице. – У нас однажды был случай: заходим в отделение, шумно здороваемся с малышом, тот замирает… И через минуту мама его говорит: «Дыши!» Во как человечка заинтриговали, даже дышать перестал. А не по душе нам, когда мамочки выгоняют из палаты, а папочки пытаются подсунуть в благодарность деньги. Трудно найти общий язык с ребенком и когда ему больно.
– Как вы считаете, почему ваша деятельность – довольно редкое явление для российских больниц?
– Мы бы и сами хотели это выяснить. За границей – в Белоруссии, Израиле, Чехии, у нас – в Москве, Питере подобная практика распространена. Там и школы для повышения театрального мастерства специальные открыты. Но на гастролях в Калуге или во Владимире доктор-клоун, будто инопланетянин. Не знают, что есть такие, и всё! Клоунов, дающих номера по заказу главврачей, много, а  штатных  больничных практически нет...

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика