09.07.2007

Москва – не Кондопога

Начальник управления по реализации национальной политики комитета межрегиональных связей и национальной политики столицы Владилен Боков объяснил, почему он так думает.

Межнационального конфликта не было


– А действительно, почему? Когда 22 июня в центре Москвы сошлись врукопашную две группы – одна с криками «Аллах акбар!», а другая с воплями «Кондопога!», разве это не напоминало известные события?
– Нужно понимать, что между столицей и другим городом страны существуют определенные различия. Мегаполис отличается большей мозаичностью. Да и ритм жизни города совсем иной. А в провинции народ более консолидирован, приезжие в основном живут диаспорами. Поэтому там сильнее ощущаются противоречия интересов – имущественных, национальных.
Недавно звонит мне один журналист и как бы со знанием дела начинает объяснять: «Налицо конфликт этнического большинства и группы кавказцев, и в связи с этим…» И продолжает в том же духе. «Дорогой, – отвечаю, – что-то ты не то говоришь! Если и был конфликт, то между членами национал-патриотических организаций и праздношатающимися группами молодежи из числа представителей народов Кавказа. Всё! Никак иначе это рассматривать нельзя!»
Произошла обычная уличная потасовка, а потом уже вмешались разные политические спекулянты в поисках дешевого товара – и началось… Вот так и зарождаются единоборства в Москве
Вы сами подумайте: произошедшее – чистой воды пиар-акция. Назначить «стрелку» на Манежной площади, понимая, что туда обязательно прибудут сотрудники ОМОНа… Очевидно, кем-то была поставлена задача спровоцировать массовые беспорядки. А наша задача (и с ней мы успешно справляемся) – такого варианта развития событий не допустить.
– С помощью милиции?
– Милиция – это хирургический метод, и рассчитывать лишь на нее может только плохой управленец.

Не надо делать резких движений
– Здесь надо понимать, что в экстремистских группах разная публика: есть фанатики, есть агрессивные люди, а есть те, кто просто примазался. Подросткам свойственны максимализм, потребность в контркультуре, в принадлежности к «авторитетной» группе. Вот нереализовавшиеся, но амбициозные «взрослые дяди» и цепляют их за живое, сначала раздувая мнимые и реальные обиды, а затем напирая на мужественность и личную ответственность. Противостоять этому нужно другой идеологией.
– Иначе говоря, промыть мозги?
– Вопрос не в том, чтобы промыть мозги, а чтобы объяснить: мы плывем в одной лодке, и если кто-то один начнет делать резкие движения – перевернемся все.
Москва – это не конгломерат диаспор, а единое городское сообщество. В Москве живут не народы или этносы, в Москве живут москвичи разных национальностей. Это всё наши люди. И те, кто ходит в мечеть, и те, кто посещает церковь.
– Это вы не в Европе модных идей набрались?
– Это нормальная и правильная позиция. Европа тут ни при чем. С их пониманием «мультикультурализма» пусть справляются сами. Был я в Германии на конференции Коалиции городов Европы против расизма и ксенофобии и пришел к глубокому убеждению, что наше московское понимание проблемы и наши меры на порядок правильнее, чем на Западе. Они не делают и десятой части того, что делаем мы.
Межнациональные проблемы зачастую зависят от социальных, а в Европе уровень жизни выше. Если бы в Москве была такая же ситуация, у нас бы не было ни одного межнационального конфликта вообще.

Думать нужно позитивно
– При этом вы, как я знаю, уже подготовили новую городскую программу «Столица


многонациональной России». Почему просто не переписали старую («Москва многонациональная»)?
– Новая программа развивает принципы ныне действующей. Но она проще по форме, а ее мероприятия более последовательно отражают общую идею. Там обозначено, что решения в этой сфере должны быть направлены не столько на регулирование отношений между этническими группами, сколько на регулирование социальных отношений, где требуется учитывать этническую, языковую и иную специфику. Это важно!
Кроме того, мы вернули в оборот давно забытое, но здоровое понятие – «интернационализм», под которым понимаем тип межнационального взаимодействия, основанный на равноправии. Нужно, чтобы каждый башкир, или чуваш, или кто-то другой, живущий в Москве, не только юридически, но и морально чувствовал себя таким же москвичом, как и русский. И конечно же нужно развивать гражданский аспект идентичности.
– И этой советской риторикой вы планируете отвлечь молодежь от национализма?
– Это не советская риторика. Риторику времен Советского Союза молодежь не поймет. Здесь нужен другой язык – не сленг, а другие формы. Будем подключать MTV, устраивать этно-рок-фестивали, спортивные состязания и фестивали национальных единоборств, многое другое.
Установки в обществе формируются информационной средой. Поэтому даже в оформлении города сегодня используются лица людей разных национальностей с призывами о дружбе и взаимопонимании. Идет работа над производством документальных фильмов об истории формирования многонациональности России. Нужно показать, что эта многонациональность образована многовековым стихийным процессом чересполосного расселения русских с другими народами. Это симбиоз. Своя уникальная цивилизация.
Кроме того, надо размыть ложный стереотип, что русский народ унижен и его надо поднимать с колен. Если патриотические организации любят свой народ, то пусть направляют энергию в позитивное русло: к развитию традиционной морально-нравственной базы, национальной культуры.
– Но как быть с приезжими?
– Тем, кто приезжает временно, следует помнить, что есть определенные нормы поведения не просто в Москве, а вообще в мегаполисе. Ну не водят здесь хороводы, не танцуют лезгинку на улицах. Нужно, чтобы старшее поколение объяснило молодежи, что так себя не ведут. И что «Аллах акбар!», вызывающие пляски и металлические пруты – вещи несовместимые. Никак. Это – оскорбление религии.
– Красиво звучит, но, чтобы это всем втолковать, требуется работа не только в пределах МКАДа.
– Естественно. Если наши мероприятия ограничить только Москвой, они не будут иметь должного успеха. Инициатива должна исходить еще и из федерального центра. И тогда кондопог не будет не только в Москве, но и в других городах России.

цитата
Председатель комиссии Московской городской думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко:
– В 1999-м Дагестан стал заслоном на пути чеченских боевиков. А теперь те ребята из республики, которые пострадали 22 июня, будут думать, так ли уж их отцы и братья были правы, когда давали отпор ваххабитам. Здесь на власти города ложится серьезная ответственность по поддержанию национального мира в столице. Ведь только государство, выделяя соответствующие средства, сможет возродить в нашем исторически многонациональном городе (и вообще в стране) идеи толерантности. Надо работать с молодежью, с диаспорами, вести активную информационно-разъяснительную работу. На это в целом и направлена программа правительства Москвы, программа, безусловно, важная и необходимая.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика