Профлидер ВАЗа Петр Золотарев: Мы знаем, где взять деньги
На прошлой неделе АвтоВАЗ прошел через легкий испуг. Независимый профсоюз «Единство» обещал 1 августа остановить работу главного заводского конвейера. За что боролись и на что напоролись, «Собеседнику» рассказал лидер профсоюза Петр Золотарев.
На прошлой неделе АвтоВАЗ прошел через легкий испуг. Независимый профсоюз «Единство», защищающий интересы рабочих, обещал 1 августа остановить работу главного заводского конвейера, но массовой забастовки не вышло. За что боролись и на что напоролись, «Собеседнику» рассказал лидер профсоюза Петр Золотарев.
|
– Администрация завода уверяет, что конвейер работал бесперебойно, а значит, ваша акция провалилась.
– Еще бы они признали, что производство остановилось. Я специально прошелся по цеху. Да, конвейер двигался, но
о-очень медленно. Такое впечатление, что его включили лишь для того, чтобы создать видимость работы. Правда, и не скажу, что так уж доволен итогами забастовки. Зарплату рабочим до 25 тысяч рублей, как мы того требовали, так и не подняли. Но ведь забастовка была предупредительной. Ее целью было то, чтобы к нам прислушались, и этой цели мы достигли.
– Накануне вы обещали, что работу прекратят 10 тысяч человек, а руководство предприятия заявляет всего о сотне бастовавших. Для 120 тысяч рабочих АвтоВАЗа, прямо скажем, немного.
– Кроме цеха 45/2, где производится сварка кузовов, бастовали водители цеха 46/1, и на некоторое время встал цех «Мотор-3», где собирают двигатели. Так что всего бастовали человек 600. Немного, но для того, чтобы машины сходили с конвейера недоукомплектованными, вполне достаточно.
– Кстати, сколько у вас вообще в профсоюзе членов? Кто говорит 600, кто – 10.000.
– По нашей картотеке около тысячи.
– Получается, не только остальные рабочие не поддержали ваш забастовочный порыв, но и почти около половины членов профсоюза.
– Такого количества милиции и военизированной охраны на территории я не припомню за всю историю существования завода. Накануне забастовки задержали наших активистов, один из них вообще пропал без вести (позже выяснилось, что его арестовали на трое суток. – Ред.). Провокаторы стращали массовыми увольнениями. Но люди все равно не испугались. И поймите, не мы организовывали забастовку. Мы просто поддержали требования рабочих об увеличении зарплаты. Хотя руководство завода и утверждает, что зарплаты сейчас составляют 14–15 тысяч рублей, но на самом деле 7–10 тысяч. Это мизер.
– Но ведь мгновенное повышение окладов до 25 тысяч тоже вряд ли возможно?
– Согласен. Но поднять зарплаты на несколько тысяч вполне реально. Будем договариваться.
– Администрация уже готова к диалогу?
– Мы потому и прекратили забастовку. Вице-президент АвтоВАЗа Иван Миронов, отвечающий за безопасность, пообещал, что работники, которые участвовали в забастовке, не будут подвергнуты репрессиям и что уже на этой неделе состоится моя встреча с президентом предприятия Артяковым, на которой и будем обсуждать вопрос об оплате труда.
– Не боитесь, что увеличение фонда зарплаты поднимет стоимость автомашин, их окончательно перестанут покупать и на заводе начнутся массовые увольнения?
– Да слышал я эти страшилки! Но нас ими не запугать. Мы знаем, где взять деньги на зарплату. Из прибыли собственника, например. Или из карманов посредников. А то вокруг предприятия кучкуются разные фирмы-кормушки для жен, детей и прочей мафии. Мы недавно подсчитали, сколько предприятие теряет из-за этих посредников. Оказалось, этих средств вполне достаточно для того, чтобы поднять минимальную зарплату на заводе до 15 тысяч.
– Некоторые говорят, что забастовка была просто политическим спектаклем.
– Не забастовка, а то, что происходит вокруг нее. То один наш местный депутат вдруг заявляет, что его кабинет обыскали в связи с нашей акцией. То нам предлагают организовать телемост с Жириновским. Политики разной направленности пытаются нас использовать, но нам-то это не нужно. Нам нужно, чтобы к рабочим относились по-человечески.