13.09.2023

Бензин дорожает, а АЗС в убытке – что происходит?

Глава Независимого топливного союза объявил, что заправки теряют на АИ-95 по 2,19 руб. с литра. Продажи АИ-92 пока еще выгодны, но маржа очень низкая – 63 коп. с литра. Будет ли дефицит топлива в стране, сильно ли повысятся цены на него – разбираемся

Так что же происходит? Тут целый комплекс причин – как макроэкономических, так и локальных. Скажем, всем давно известно: летом бензина потребляют больше, чем зимой. Но в последние годы его стало требоваться в России намного больше, чем раньше. Началось это с 2020-го, ковидного года. Самолеты тогда не летали, люди стали активнее перемещаться на машинах. В 2021-м и 2022-м так и продолжалось, плюс начал активно развиваться внутренний туризм.

А вот отрасль на эти изменения ничем не ответила. У нас до сих пор нет дополнительных хранилищ, чтобы в межсезонье можно было отправлять туда больше топлива. То есть запасы не сделаны, а НПЗ как уходили летом на профремонт, так и уходят.

Что касается дефицита. Объем производства у нас достаточен, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Но смотрите, что происходит. В августе мы увидели, что мировые цены на нефть растут, а рубль слабеет. Отправить на экспорт компаниям гораздо выгоднее, чем поставить топливо на внутренний рынок. К тому же нефтяникам сказали: демпингующие коэффициенты сократят в два раза (это налоговый вычет, который они получают при продажах внутри страны, если цены на мировом рынке выше, чем на внутреннем – чтобы цены в России на топливо не повышались до мировых). То есть, чтобы наполнить рынок внутри страны, они должны сработать либо в убыток, либо поднять цены.

Сокращение демпфинга пролоббировал Минфин. Дело в том, что в первом полугодии доходы федерального бюджета были меньше, чем планировалось. Государству нужно сократить этот дефицит. И власти ищут все возможные пути – в разных отраслях вводят налог на сверхприбыль, да и вообще налоги повышают (скажем, у «Газпрома» стал больше НДПИ) и т.д. И хотя ситуация сейчас выправляется, страх перед дефицитным бюджетом у властей остается.

Что касается убытков АЗС и возможного дефицита топлива. В основном речь идет о независимых заправках. Их в России немало, в основном в регионах. Они покупают нефтепродукты только на бирже, а там за последние месяцы произошло сильное подорожание топлива. Поэтому независимые АЗС попали в сложную ситуацию: либо поднимать цены, либо торговать в убыток себе.

В первом случае есть риск, что автовладельцы уйдут к заправкам ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании), которые берут топливо на своих НПЗ по долгосрочным контрактам и могут позволить себе держать низкие цены. Поэтому независимые АЗС делают выбор в пользу роста ценника. Но фокус в том, что за ними цены подтягивают и АЗС ВИНК.

Если государство не будет вводить ограничений на цену топлива, его будет хватать на рынке. А вот любая фиксация цен приведет к дефициту (вспомните Венесуэлу). В любом случае это еще не конец процесса.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика