03.09.2007

Нешагреневый Кожин

Готов выполнить любое указание президента

Через год мы все начнем смотреть на Кремль поновому. И дело совсем не в том, что его новый хозяин станет проводить другую политику (вот это как раз вряд ли). Просто к сентябрю 2008-го управляющий делами Путина Владимир Кожин обещает открыть на Красной площади гипермаркет для олигархов – с алмазной биржей и апартаментами класса люкс. Это только с виду мажордом Путина тих и скромен. Семь с половиной лет его сидения в Кремле превратили управделами в крупнейшего собственника в России.

Хулиган

– Кожин – влиятельный человек, просто нигде не высовывается. Но ведь даже Олимпиада в Сочи – именно его заслуга. Недаром он возглавил Ассоциацию зимних видов спорта, – гордится выпускником директор новочеркасской школы №23 Юрий Мотовилов.
А лет тридцать пять назад в местном поселке энергетиков Донской совсем было махнули на будущего кремлевского функционера рукой. Аккуратный и незаметный сейчас, в то время это был волосатый расхристанный парень: девочки, гитара, драки на переменах.
– Мы были с ним в одной упряжке, – призналась его школьная подруга Галина Сазонова. – Уже в шестом классе наша классная мечтала от нас избавиться. Кожин не хотел признавать ее авторитета, говорил то, что думает, спорил.
Выигрывать в спорах Кожин научился уже тогда: отчаявшись перевоспитать его, учительница передала классное руководство Гульнаре Махмудовне Хальфиной.
– Помню, – рассказала та, – в седьмом классе он мне заявил, что после школы поедет учиться в Питер, именно так и сказал. «Да кто же тебя, – предостерегаю, – с таким поведением туда возьмет!» «Все равно, – говорит, – поеду». В то, что он станет «человеком», в тот момент верили, по-моему, только я и его мама Любовь Васильевна.
Нет, не только. Верил в это и прежний директор школы Потапов, который жил по соседству и фактически заменил Володе отца (Кожин-старший погиб в 1964-м, когда сыну едва исполнилось пять, – произошло ЧП на строительстве местной ГРЭС, где работали оба родителя). Потапов же приучил мальчишку к спорту. Волейбол, баскетбол, бег на лыжах и без – постепенно Кожин выбился в число первых не только в этом, но и в учебе.
– У него в аттестате почти все пятерки, – подтвердила Хальфина. – «Хорошо» только по русскому, геометрии и, кажется, астрономии.
Высокий, подтянутый, с чувством юмора – Кожин был не только душой любой компании, но и эрудитом: любил что-нибудь для души почитать, особенно на исторические темы. Но самому войти в историю Кремля управделами помогло скорее другое его увлечение. 13-кратный чемпион Ростовской области по туризму среди школьников, именно на этих соревнованиях он приобрел навыки, незаменимые для успешного чиновника.
Спортивное ориентирование для него переросло в политическое, опыт скалолазания помог вскарабкаться по вертикали власти, а умение высасывать сгущенку через проделанную иголкой дырочку (что Володя очень любил) и вовсе стало непременным атрибутом современного хозяйственника. Школьные походы по местам боевой славы просто не могли не привести Кожина к власти.
Учеба в Ленинградском электротехническом институте стала для чиновника лишь очередным этапом марафона по дороге в Кремль. В ЛЭТИ он запомнился не столько успехами на сборе урожая знаний, сколько гулянками и прочей общественной работой.

Разведчик?

Юный Кожин входил в совет общежития, редактировал студенческую стенгазету, участвовал в стройотрядах. Разумеется, на активного молодого человека положили глаз не только девчата.
– Все развивалось по стандартной схеме, – рассказал как-то «Огоньку» Кожин. – На последнем курсе электротехнического института мне, как в свое время и Владимиру Путину, предложили работу в КГБ. Я согласился, и процесс, что называется, пошел. Все приближалось к логическому концу, но вмешалась всесильная компартия, направившая меня после окончания вуза не в КГБ, а в Петроградский райком комсомола. Больше разговоров о переходе в органы не возникало…
Учитывая, что, по словам знакомых Кожина, еще в 90-х ему было присвоено звание генерал-майора ФСБ, а сейчас он вообще носит погоны генерал-лейтенанта, все было несколько по-другому. Хотя, вероятно, на службу он действительно попал лишь через четыре года после окончания вуза. Во всяком случае, в 1986-м Кожин вместо обещанного ему горкома по непонятной причине угодил в закрытое НПО «Азимут» и под видом инженера сразу был отправлен в буржуазную ФРГ.
Те работники «Азимута», которым мне удалось дозвониться, «инженера Кожина» так и не вспомнили!
После загранки Владимир Кожин, как это было модным среди питерских чекистов, сконвертировал тайные связи во внешнеэкономические. Сначала (в августе 91-го) создал одно из первых в городе СП, затем возглавил Ассоциацию совместных предприятий. Тогда же познакомился с Путиным, который в 99-м году после шести лет работы Кожина в управлении по валютному и экспортному контролю мэрии пригласил своего будущего управдела в Москву.
На тот момент открытая база резюме у управляющего было почти образцовое. За все годы «разведчик Кожин» погорел лишь однажды, когда в июле 95-го за госсчет купил турпутевки в Болгарию для себя и жены. 
Кстати, с женой Владимир Игоревич тоже познакомился на работе, правда, еще на комсомольской. Студентка медучилища Алла участвовала в одном из мероприятий, которое готовил его райком.
Жить Кожины предпочитают на Рублевке, хотя Управделами выделило им неплохую квартирку в Хамовниках.

Управдел

Однажды из стройотряда Кожин привез 600 баснословных рублей, которые спустил за месяц. Теперь он ворочает миллионами долларов и имеет имидж рачительного кулачка.
– Во всяком случае, Кожина можно назвать очень надежным. Все болезни власти обошли его стороной, – пояснила сенатор Людмила Нарусова и рассказала, как реставраторы Константиновского дворца в Стрельне сетовали: «Ни одного гвоздя не утаишь».
Впрочем, в той же Стрельне накануне прошлогоднего саммита «Большой восьмерки» Кожин устроил для своих друзей концерт звезд эстрады. Если учесть, что один только Басков просит за выступление до миллиона рублей (столько же, сколько зарплата управляющего делами президента за весь 2004 год), в бережливость чиновника верится как-то с трудом.
А непримиримый Олег Митволь до сих пор вспоминает таинственную продажу в 2001 году почти ста гектаров земли рублевского санатория «Барвиха» под вип-застройку. Причем по благотворительной цене – 50 баксов за сотку:
– Перевод земель стал грубым нарушением распоряжения президента от 23 августа 1994 года, согласно которому объекты управделами являются федеральной собственностью и не подлежат разгосударствлению и приватизации.
Впрочем, этот исключительный случай лишь подчеркивает образ Кожина как собирателя земель. Правда, под крыло не государства, а Владимира Путина. Именно при Кожине Московский Кремль из федеральной собственности перешел в президентскую (Управления делами). Туда же отправились питерские Сенат и Синод. А заодно дворцы и больницы, детские учреждения, особняки и недвижимость в Болгарии… Прибавьте к этому многочисленные офисные здания, санатории, машины, самолеты-пароходы да почти тысячу объектов недвижимости в семи десятках стран рыночной стоимостью (по данным Счетной палаты) в 200 миллиардов $…
Кожину вполне под силу помериться кошельком со всей золотой сотней «Форбса», а Кремль все наращивает и наращивает капиталы. Не ровен час, так и вся страна станет одним большим Управлением делами президента.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика