Важно – и точка! Что смущает родителей и учителей в пропагандистских уроках в школах

Темы этих уроков кажутся вполне невинными, но критики их называют пропагандой в чистом виде

Фото: Агентство «Москва»

«Разговоры о важном» – нечто вроде классного часа, но с уклоном в патриотизм и гражданское воспитание. По мнению критиков, пропаганда в чистом виде. Хотя темы уроков, опубликованные на сайте «Разговоров о важном», кажутся вполне невинными. «День российской науки», «Светлый праздник Рождества», «Мы разные, мы вместе»...

Уроки о величии

Реальность, однако, сильно отличается от того, что написано официально. В распоряжении «Собеседника» оказались аудиозаписи нескольких уроков. На одной из них записан голос учителя ОБЖ Владимира Шибина из Ярославской области. «Разговоры о важном» он решил посвятить не науке и безопасности жизнедеятельности, а геополитике и последним событиям в соседней стране.

– Когда убивают братьев наших, мы не можем стоять в стороне и смотреть, – сказал Шибин в ходе одного из занятий (запись нам передала мама одного из учеников).

Владимир Шибин
Фото: admpereslavl.ru
Владимир Шибин

Цикл этих внеурочных занятий был запущен с сентября 2022 года. Причём затронули они всех учеников – с 1-го по 11-й классы. Но материалы зачастую отличаются у детей разных возрастов. «Разговоры о важном» настолько важны, что их поставили в расписание первым уроком в понедельник. На учебный год запланировано 34 занятия по 30 минут.

Некоторые родители пытаются защитить своих детей от «Разговоров о важном». Но Минпросвещения заявляет, что занятия являются циклом классных часов, а так как внеурочная деятельность входит в часть образовательных программ, школьники обязаны посещать эти уроки. Некоторые родители продолжают сопротивляться.

«Я беспокоюсь за Гришу»

«Как можно отказаться от посещения факультатива? Я считаю, что плюрализм – конституционное право каждого. А дети не созрели для политической пропаганды» – такие сообщения (есть у «Собеседника») петербурженка Ольга несколько месяцев назад направила классному руководителю своей дочки. И поставила её в тупик. Любовь Ивановна не смогла ответить, можно ли не ходить на «Разговоры о важном», и предпочла не вступать в конфликт с женщиной.

– В итоге мы не повели ребёнка на урок. Нам никто ничего не сказал. Но, похоже, не пошли только мы, а остальные были все, – рассказала Ольга.

Пытаются саботировать уроки и жители Москвы, это вызывает конфликты между родителями и учителями. Подобный спор произошёл и в столичной школе №1363, переписку с педагогом «Собеседнику» предоставила мама школьника, отказавшаяся отпускать сына на «Разговоры о важном».

«Ирина, этот урок в расписании, обязателен для посещения! Он не нарушает ни конституционные права ребёнка или вас, ни душевный фон. Гимн России знать следует, т.к. живём в России. Говорить, как сегодня, о пользе знаний – не оскорбительно. Я настаиваю на посещении урока. Об освобождении не может быть речи!» – возмутилась учительница Юлия Ларионова.

«Я действительно беспокоюсь за Гришу. Хочется, чтобы этот человек обладал критическим мышлением и собственным взглядом на жизнь», – ответила женщина.

«Тема урока сегодня – «Зачем нам знания?» Дети много рассуждали, показывали как раз своё критическое мышление. Ирина, пожалуйста, не волнуйтесь. Я понимаю ваши переживания. Но эти занятия абсолютно не во вред», – попыталась успокоить её педагог.

Фото: Global Look Press, pixabay

Но чиновники уже нашли выход из этой ситуации. В Госдуме предложили... проводить «Разговоры о важном» и для родителей. Ранее с такой инициативой выступили представители Национальной родительской ассоциации.

– Хорошая идея. Мы как раз в результате нашей встречи направим такое предложение в Министерство просвещения – «Разговоры о важном» для родителей... Тогда, может, и ходить будут охотнее на родительские собрания, – отметила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

Впрочем, сопротивляются «Разговорам о важном» не только родители, но и сами учителя.

Урок проводить негде: крыша протекает

– В нашей школе сегодня учитель сказал детям, что они могут заниматься на уроке своими делами. Они только в тетрадь успели записать тему разговора о важном: «Россия – страна возможностей», и всё. Также он попросил, если что, сказать, что он урок провёл, – рассказал «Собеседнику» ученик одной из московских школ, попросивший об анонимности.

В другой столичной школе «важное» попросту саботируют. По словам учеников, сначала «Разговоры...» перенесли с первого на последний урок в понедельник. А затем вообще переставили на пятницу – как бы намекая, что с занятий можно уйти.

– Наш классный руководитель явно против политики нашего государства сейчас. В общем, видимо, повезло со школой мне, – говорит один из учащихся, попросивший не называть своё имя и номер школы.

Учителя идут и на другие ухищрения, если верить рассказам в профильных пабликах. Одни включают познавательные фильмы с YouTube, другие, что называется, говорят с учениками «за жизнь». А в некоторых регионах сами школы создают условия, при которых попасть на «Разговоры о важном» будет затруднительно. Например, в Южно-Сахалинске родители сначала должны заполнить заявление с просьбой о «зачислении» на эти занятия (копия есть у «Собеседника»).

Саботаж исходит даже от города «президентского внимания» – так называют Комсомольск-на-Амуре. Как рассказал ученик 11-го класса одной из местных школ, «Разговоры о важном» там в принципе отменили.

– Объясняют отсутствием свободных часов, – говорит он. – В школе ввели вторую смену, так как третий год протекает крыша. С апреля 3-й этаж не функционирует (от протечек замкнула проводка, на третьем этаже света нет), поэтому детей учат в две смены, а преподаватели работают с утра до вечера. Таким образом, на классный час «забили». Родители и дети рады.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика