Хотел быть врачом, а стал потрошителем трупов: тайны Сальвадора Альенде

Биография последнего социалистического президента Чили Сальвадора Альенде полна драматических поворотов

Фото: Сальвадор Альенде // фото: Global Look Press

Кем стал для страны первый и последний социалистический президент Чили – Сальвадор Альенде?

Спасителем или тем, кто привел ее к 17-летнему правлению хунты? Невредимым-то его уж точно назвать нельзя...

Чичо хотел стать уасо

По иронии судьбы Сальвадор Альенде родился в том же самом большом городе-порте Чили – Вальпараисо, что и его будущий палач Аугусто Пиночет. Только, в отличие от последнего, на 7 лет раньше и в аристократической семье (отец же Пиночета был служащим таможни порта).

Сальвадор был пятым, младшим ребенком, дома его звали Чичо. Его отец был успешным юристом, владельцем нотариальной конторы. При этом вольнодумцем, членом Радикальной партии и масоном. Впоследствии масонами стали и два его сына – Сальвадор и Альфредо.

Однажды, когда Чичо было 8 лет, родители поехали с детьми в столицу, где брат Альенде-старшего Рамон был мэром. Тот повел родственников в президентский дворец Ла-Монеда. Неожиданно маленький Сальвадор уперся, не хотел туда идти. Его спросили: «Ты не хочешь стать президентом?» «Нет!» – воскликнул мальчик. На вопрос, кем же он хочет стать, ответил: «Уасо». В переводе это означает и «погонщик скота», и «мужественный человек». Второе мальчику вполне удалось. А президентом он все же стал. И, как считают, легендарным – его ставят в один ряд с Фиделем Кастро и Че Геварой.

Аристократ работал в морге

В старших классах лицея Чичо увлекся идеями Маркса. Решив стать врачом, поступает в университет в Сантьяго, где организовал социалистический кружок.

А в 1933-м, в 25 лет, основал Социалистическую партию: тогдашний президент следовал идеям Муссолини, и это очень не нравилось Альенде. Его посадили в тюрьму, из которой он вышел по амнистии. С такой анкетой устроиться врачом было немыслимо, и несколько лет Чичо работал в морге Вальпараисо.

– Я мечтал о профессии детского врача, – говорил Альенде, – а стал потрошителем трупов.

Впрочем, ни испорченная анкета, ни работа в морге не помешали ему создать профсоюз врачей и участвовать в организации Национальной службы здоровья. В общем его политическая карьера вполне успешна. И уже в 1937-м он стал депутатом конгресса, а в 1938-м, в 30 лет, – министром здравоохранения страны. Тогда-то – впервые в истории Чили – бедные люди получили широкий доступ к медуслугам. Кроме того, Альенде настоял на повышении пенсий, добился, чтобы женщины получали пособия по беременности и родам, а школьники – бесплатные завтраки...

Правда, в 1942-м ему пришлось уйти с министерского поста: возглавляемая им Социалистическая партия вышла из правящей коалиции.

«Пижон» и его три неудачные попытки

Альенде за глаза звали «пижоном» – за его безупречное умение одеваться, аристократические манеры. Это сильно диссонировало с его тягой вечно защищать обездоленных и вместо светских раутов отправляться в трущобы. Но он делал это искренне.

Альенде 30 лет был членом парламента. Трижды пытался стать президентом и трижды проигрывал.

– Наверное, на моей могиле будет написано: «Здесь покоится будущий президент Чили!» – шутил он.

И снова не сбылось. В 1970-м он таки стал президентом, переиграв противника всего на несколько процентов голосов. К слову, именно тогда Пиночет был назначен командиром гарнизона в Сантьяго.

За время борьбы за высший пост Альенде несколько раз менял партийную окраску, но ни разу не изменил своих взглядов. Так, он, генсек Соцпартии, порвал с ней, когда она поддержала запрет правительством коммунистов. Создал новую – Народную социалистическую партию. Но порвал и с ней, когда однопартийцы на выборах президента в 1952-м поддержали бывшего диктатора, генерала Ибаньеса. Альенде вернулся к социалистам и сблизился с коммунистами, которые обещали ему поддержку. Был образован альянс «Фронт народного действия», от которого Чичо и выдвигался на пост президента.

ЦРУ vs КГБ

США, которые контролировали более 80% медеплавильной промышленности страны, приносившей 4/5 экспортной выручки Чили, противились победе Альенде как могли. Не считая поставок оружия, создания тренировочных военных лагерей, только чистыми деньгами его противники получили 8 млн $ (данные из рассекреченных документов ЦРУ).

СССР тоже был в игре. Как писал британский историк Кристофер Эндрю, КГБ финансировал избирательную кампанию Чичо, потратив несколько десятков тысяч долларов. Он уверял, что в документах архива эта операция КГБ носит название «Лидер». Но, судя по всему, народ был на стороне Альенде, иначе едва ли несколько сот тысяч смогли бы победить 8 млн $.

У нового президента было немало неординарных решений. Так, его правительство впервые в мире попыталось создать компьютеризированную систему – Киберсин – управления экономикой: с помощью телексов были объединены 500 предприятий. Система позволяла рабочим участвовать в управлении заводами. Кроме того, предприятия отсылали правительству замечания и предложения. После переворота Пиночета Киберсин был уничтожен.

Не менее интересной была и попытка создания обратной связи с народом: каждый, независимо от социального статуса, мог в режиме реального времени отреагировать на действия власти. Для этого разрабатывали специальный прибор.

Пособия, ликвидация безработицы, медицина – все это были прорывные действия Альенде. Но были и те, что вызывали недовольство. Так, латифундисты возмущались его аграрной реформой: у них отнимали землю. Промышленники восставали против национализации предприятий...

Но самое страшное, что американцы устроили Чили экономический бойкот, в зарубежных банках были заблокированы все счета страны, резко сократился импорт и т.д. Давление «международных партнеров» на Чили было беспрецедентным. Когда Альенде горячо обличил эти выпады на Генассамблее ООН, зал аплодировал ему 10 минут.

Погиб как солдат

В результате экономика страны в 1972-м оставляла желать лучшего. Начались протестные акции. Осенью Альенде отправил правительство в отставку. В новом составе Пиночет стал и.о. главнокомандующего сухопутными войсками и зам. министра внутренних дел. Но уже в августе 1973-го организовал провокацию против своего шефа – генерала Пратса, который в итоге подал в отставку. Пиночет занял его пост.

«Моя карьера закончилась, – написал Пратс в своем дневнике 23 августа 1973-го. – Я считаю, что мой уход в отставку – прелюдия государственного переворота... Теперь лишь осталось назначить день».

Этот день настал очень скоро – 11 сентября, дата, когда должен был пройти плебисцит о доверии народа президенту.

Альенде, прощаясь в тот день с женой, сказал: «Только мертвым оставлю Ла-Монеду. Но я умру, сражаясь».

Обещание сдержал. Штурм начался в 11 часов. Дворец обстреливали из танков и бронетранспортеров. В 12 часов на Ла-Монеду самолеты начали сбрасывать ракеты... К 15 часам все было кончено. В живых не осталось ни одного защитника дворца.

На следующий день Альенде был тайно похоронен в безымянной могиле...

Не мыслил себя в плену

Версий гибели Альенде несколько. Но самая правильная, похоже, такая: президент, который не мыслил оказаться пленным, сам свел счеты с жизнью. Он сражался со всеми, в его руках был автомат, некогда подаренный ему Фиделем Кастро. Из него-то он и пустил себе две пули в голову в конце штурма. Ворвавшиеся во дворец заговорщики изрешетили его уже мертвое тело.

Альенде перезахоронили в 1990-м, как только пал режим Пиночета, а в 2011-м тело было вновь эксгумировано. Была проведена международная экспертиза, которая и доказала, что события развивались именно таким образом.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №05-2021 под заголовком «Сальвадор – значит и "невредимый", и "спаситель"».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика