Леонид Радзиховский: К народу подлизываются, но оттепелью и не пахнет
С чего вдруг власть внезапно стала такой добренькой и идет на уступки перед «голосованием» о поправках в Конституцию
Крымских чиновниц, приехавших в норковых шубах поздравлять ветеранов, пообещали показательно уволить. Чувашского губернатора под давлением общественности сместили. Полицейских, подбросивших наркотики журналисту Голунову, задержали. А Константину Котову, сидящему за митинги, наоборот, пообещали пересмотр дела. Даже сестрам Хачатурян сулят переквалифицировать статью с убийства на самооборону. С чего вдруг власть внезапно стала такой добренькой и идет на уступки?
Все просто – это обычный популизм, связанный с объявленным голосованием по поправкам в Конституцию. К народу подлизываются. От народа хотят голосов. Гениально назвал это голосование председатель думского комитета Крашенинников: «Это не выборы, но похоже на выборы». Это точное описание всех политических процессов, которые происходят в России. Это не референдум, но похоже. Это не выплата, но похоже.
Сейчас начался элементарный торг с народом, задабривание его перед важным для власти решением. Но никакой оттепели тут и близко нет. Оттепель – это изменение политической системы. Например, допуск к регистрации оппозиционных партий. Или допуск на телеэфиры людей, которые ругают власть. А тут никаких системных послаблений нет и быть не может. Потому что если начнутся послабления, то от этой системы ничего не останется, и очень быстро. 5 лет, как во времена Горбачева, не понадобятся.
Популистские жесты в плане задабривания народа обязательно будут нарастать к дню священного голосования. Как в фильме «Бриллиантовая рука»: «Детям – мороженое, бабе – цветы».
Зачем вообще все это нужно? Голосование сделают, какое нужно – не в первый раз и не в последний. Говорят, Путин просто ищет возможности остаться во власти. Но зачем тогда еще куча всех этих бессмысленных поправок? Крайне размытая формулировка про Госсовет. И тут же он сам говорит, что нужно усилить власть президента, что ни о каком параллелизме речи быть не может, что не должно быть никакого мастера-наставника над президентом, что это разрушит всю государственность. Как всегда, врут.
Зачем гнали коней – «за три дня всё примем»? Теперь – бац! – «нет, пожалуй, мы перенесем окончательный срок принятия поправок». Что за галиматья?
А все эти добрые жесты, как и отставка правительства Медведева, – это покупка голосов. Вся доброта закончится, как только пройдет это великое голосование.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2020 под заголовком «Оттепелью и не пахнет».