Горе от "ума". От исков против Навального перешли к зачистке его сторонников

Почти в полсотне городов прошли обыски и допросы в штабах Алексея Навального, дома у действующих и бывших их сотрудников

Фото: Алексей Навальный // фото: Global Look Press

После «умного голосования» почти в полсотне городов страны прошли обыски и допросы. Налету подверглись штабы Алексея Навального, а также дома ряда действующих и бывших их сотрудников. Не забыли и родственников, вплоть до бабушек. Силовики тотально изымали технику и все, что попадало под руку. 

«Особенное скотство»

Столь масштабную операцию давно следовало бы провести в отношении героев расследований ФБК. Но нет. Атаке подверглись люди по другую сторону баррикад. Помимо разгромленных до нежилого состояния штабов, активистам блокировали банковские карты. В приходивших по этому поводу эсэмэсках сообщалось, что это сделано по решению Басманного суда Москвы, теперь у каждого на счету долг в 75 с лишним миллионов рублей.

3 августа, во время очередной предвыборной акции протеста в Москве, почти одновременно с задержанием незарегистрированного кандидата Любови Соболь, было объявлено о возбуждении уголовного дела против ФБК «по факту отмывания миллиарда рублей». Миллиард впоследствии сдулся до 75 млн.

«Кремль просто велел СК объявить «преступными деньгами» все ваши пожертвования ФБК за всё время, – прокомментировал происходящее в фейсбуке Алексей Навальный. – Особенное скотство мы наблюдаем в Псковской области. Там на счету матери нашего активиста (Андрея Егорова. – Ред.) заблокировали ее банковский вклад. Накопления всей жизни – 100 тысяч рублей».

В Пскове обыски прошли даже у активистов, не имеющих никакого отношения к ФБК. Например, у общественного помощника депутата Псковского областного собрания Льва Шлосберга – Николая Кузьмина. Самому Кузьмину объяснили, что это «в рамках дела об отмывании денег» и «это сейчас по всей стране».

– Николай – известный в Пскове гражданский активист, – рассказал нам Лев Шлосберг. – Он не является сотрудником ФБК или штаба Навального, но неоднократно принимал участие в различных политических акциях. Визит к нему вызван именно этим, и ничем другим. Он никогда даже гипотетически не имел дела с финансами, проходящими через штаб Навального. Это говорит о том, что качество информации у силовиков чрезвычайно низкое. У них есть приказ отчитаться об итогах облавы, они вычитали в интернете фамилии политических активистов и пришли к ним. У нас сейчас, помимо обыска у Кузьмина, идут обыски еще у троих человек. И не уверен, что все они имеют отношение к ФБК. Просто они попали на заметку. Это акция устрашения. Дело против ФБК возбуждено «по факту», а это означает, что у силовиков неограниченный простор для действий.

Рекорд в Саратове

В других городах трэша было не меньше. После обыска в иркутском штабе владельца помещения Сергея Бугаева обвинили в легализации теневых доходов на сумму 75 млн рублей.

«У меня и у [координатора штаба] Евгения Пашуткина заблокировали счета, и теперь долг более 75 млн рублей, – сообщил около полудня зам. координатора штаба Навального в Саранске Игорь Рогов. – Причем не на зарплатной карточке, на личной. У меня на сберегательный счет арест наложили».

У краснодарского активиста Александра Савельева заблокировали сразу несколько счетов – долг вышел в 375 млн рублей. 

После обыска в воронежском штабе на допрос в СК забрали местного активиста Георгия Бородина. К самому Георгию силовики пришли в 6 утра по адресу прописки, но застали там только его маму. Женщину, недолго думая, отвезли на допрос. В этом случае семью не оставили без денег, но, по словам Бородина, на допросе выпытывали про 75 млн, которые якобы украл Навальный.

Рекорд по блокировке счетов поставили силовики из Саратова.

«У нашей саратовской волонтерки заблокировали по МИЛЛИАРДУ рублей на [двух] счетах», – сообщила в твиттере пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш.

– Представьте, вы честно работаете, платите налоги, – прокомментировала этот инцидент Любовь Соболь. – А потом приходят бандиты в погонах и говорят, что вы должны миллиард рублей. Без объяснения причин, без законных оснований. Настоящее ограбление счетов политических активистов, работающих против «Единой России».

Счета и карты блокировались как минимум в девяти городах: Саранске, Пскове, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Омске, Тамбове, Санкт-Петербурге и Белгороде.

– Мы всем обязательно поможем, – сообщил координатор штабов Навального Леонид Волков. – Сейчас 100% ресурсов федерального штаба брошены на разгребание обломков и завалов, в которые сегодня утром бандиты превратили наши штабы.

Штаб Навального во Владивостоке после обыска

Месть или зачистка?

По мнению Алексея Навального, ковровые обыски и блокировки счетов – реакция на «умное голосование», в ряде регионов серьезно пошатнувшее положение партии власти 8 сентября. В Мосгордуме, например, оно сократило число единороссов с 38 до 25 из 45 депутатов. А в Йошкар-Оле избрали всего 16 единороссов из 35. 

«В Кремле умеют считать, – написал Навальный в фейсбуке. – Мы как раз недооцениваем свою силу, а они всё понимают. Им реально страшно, и хочется все эти затеи с коллективными действиями на выборах (и не только) выжечь каленым железом».

По мнению политика Льва Шлосберга, ковровые обыски и блокировки вовсе не месть, все гораздо серьезнее.

– Это самая настоящая зачистка всей структуры ФБК, – говорит он. – Сам факт наличия сетевой политической структуры вызывает у власти страх. И сейчас ее пытаются ликвидировать.

– Государство перешло к масштабному террору тех, кто, как ему кажется, стоит за недовольством людей, – комментирует незарегистрированный кандидат, мундеп Юлия Галямина. – Но дело в том, что причиной протестных настроений является само государство. 

В общем, в Кремле, судя по всему, наконец-то решились приступить к действительно активным действиям в отношении сети штабов Навального, которые оказались эффективнее в разы более мощной партийной структуры «Единой России» (кстати, в марте партия отчиталась в ЦИК за 2018 год о 4,3 млрд, полученных из бюджета). Дорогу ей перебежала политическая структура, которая даже не является партией ввиду хронических отказов в регистрации и живет на пожертвования, и пребольно наступила на ногу. Пожертвования немедленно были объявлены преступными, и началась беспрецедентная по масштабу и беспощадности охота на штабы и их сотрудников. Кроме того, в Кремле умудрились плюнуть в лицо сотням тысяч граждан, которые когда-либо поддерживали Алексея Навального и ФБК финансово. Что-то подсказывает, что протестную активность россиян это не столько снизит, сколько наоборот.

Кстати

Последний иск моды

Ранее к членам ФБК и ряду незарегистрированных кандидатов предъявили судебные иски на общую сумму порядка 13 млн рублей «Мосгортранс», Московский метрополитен, ГБУ «Автомобильные дороги» и ресторан «Армения».

На минувшей неделе прошли суды по искам «Мосгортранса» и «Автодора». Иск «Мосгортранса», автобусы которого якобы простояли в пробках, возникших из-за акции протеста 27 июля, был удовлетворен в течение одного судебного заседания, которое продлилось 9 часов.

С «Автодором» и его иском на 11,5 млн вышло сложнее. По свидетельству присутствующих на суде, истец готовился к делу сумбурно, запихнул в иск по максимуму убытков и в итоге сам запутался. Одним из доказательств, кстати, было черно-белое фото пожухлой травы, напоминающее спутниковый снимок Австралии. Это был якобы вытоптанный оппозицией газон.

«Заседание реально превратилось в цирк: обвинение посыпалось и было абсолютно разгромлено, адвокаты издевались над стороной обвинения, иногда зал даже смеялся, – рассказала Юлия Галямина. – В итоге судья, несмотря на очевидную установку успеть в один день, был вынужден перенести дело на 1 октября».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №35-2019 под заголовком «Горе от "ума"».

Теги: #Навальный

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика