Праздник против власти. Как прошел "День свободных выборов" 24 декабря

Корреспондент Sobesednik.ru — о том, как прошел «День свободных выборов» 24 декабря в Лермонтовском сквере

Фото: Валерий Ганненко / «Собеседник»

Корреспондент Sobesednik.ru — о том, как прошел «День свободных выборов» 24 декабря в Лермонтовском сквере.

«День свободных выборов», анонсированный блогером и муниципальным депутатом Ильей Яшиным, был испорчен еще задолго до самого дня. Глава совета депутатов Красносельского района Илья Яшин предполагал, что имеет право проводить любые мероприятия на вверенной ему территории. Московские власти посчитали иначе и проведение праздника (а с их точки зрения — митинга) запретили. Дмитрий Гудков, соратник (теперь уже бывший, кажется) Ильи Яшина, посовещался с мэрией и предложил провести не праздник, а митинг совсем недалеко от первоначально запланированного места в Лермонтовском сквере — на проспекте Сахарова. Дескать, район тот же самый, разницы никакой, зато никто не будет задержан. С этой же идеей выступал и главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Яшин вроде как идею поддержал, но, когда мэрия в рекордно короткие сроки согласовала митинг, открестился от Гудкова, косвенно обвинив его в попытке увести людей. С теми же обвинениями, только в более резкой форме, выступили сторонники Навального из «Протестной Москвы». Оказывается, молодые люди подали заявку на проведение акции 24 декабря еще 11-го числа, но только им в проведении митинга отказали. И вот молодые люди и заявили, что Гудков «продался» мэрии. Расстроенный, Гудков отозвал заявку на митинг и больше никакого отношения к организации праздника/митинга не имел. Зато представители Ильи Яшина, переговорив с представителями полиции Красносельского района, решили проводить не праздник, но и не митинг, а встречу с избирателями: на таких условиях полиция соглашалась не задерживать участников и разблокировать Лермонтовский сквер.

Просим у читателя прощения за столь пространную предысторию, больше напоминающую энциклопедические выписки об анатомии китов в «Моби Дике» — мы и так опустили многие моменты (такие, как обжалование запретов мэрии в суде и обыски у членов «Протестной Москвы»). Теперь же мы наконец расскажем о «Дне свободных выборов», чья предыстория оказалась интереснее самого празднования.

24 декабря люди начали стягиваться в Лермонтовский сквер больше чем за час до начала мероприятия. Хотя организаторы предупреждали о возможной давке на выходе из метро, особого ажиотажа вокруг Лермонтова не наблюдалось — площадь вокруг памятника была жидко заполнена намеревающимися протестовать, и было их не больше пятидесяти человек. К трем часам граждан стало побольше — около двухсот, но едва ли не половина из них пришли не протестовать, а освещать протест.

Фото: Валерий Ганненко / «Собеседник»

Из тех немногих, кто не являлся журналистами, часть принесла с собой букеты цветов: пластмассовые, живые, бумажные. Молодой человек с цветком капусты (!), увидев гражданина с елкой, посетовал, что кто-то переплюнул его в оригинальности.

Немолодой мужчина в кепке и с золотым зубом попытался объяснить мне цель своего присутствия на митинге и смысл букетов:

— Наша цель — в присутствии, что здесь мы находимся. У памятника Лермонтову, который написал «Прощай, немытая Россия, страна господ, страна рабов». А цветы — для декабристки Юлии Навальной, которой я не вручил их на встрече на Ярославском вокзале. И что с того, что остальные тоже с цветами? Пускай, это хорошо!

Молодой человек, пришедший вместе с пожилым мужчиной, решил направить беседу в серьезное русло:

— Сюда мы приходим, чтобы показать, что в Москве еще остались нормальные и честные люди, которые нормально думают головой, а не чем-то другим. Но «полицаям» я не верю — нет смысла верить черной сотне. Конституция для них — ругательное слово, закона для них не существует. Ну это бандитское государство, что с них взять. В честный исход выборов я не верю и выборов я не вижу — у нас коронация происходит, а не выборы.

Юный сторонник Навального в новогодней шапке (о политических взглядах юноши красноречиво говорила холщовая сумка, доверху набитая значками и наклейками) тоже пытался объяснить журналистам смысл акции:

— Понимаете, это праздник, но, так сказать, праздник против власти. Нынешней, коррумпированной власти.

Больше он ничего скаать не успел, потому что к нему двинулись желающие получить бесплатный магнит или значок.

Наконец появился Илья Яшин — пройдя несколько шагов по скверу, он оказался в плотном кольце из журналистов, закрывшем его от немногочисленных сторонников и, возможно, жителей Красносельского района. Несколько минут во все возрастающей давке он пытался разобраться с управлением мегафоном и начал, наконец — под встречный мегафон полицейских, призывавший граждан разойтись с несанкционированного мероприятия.

Илья Яшин
Илья Яшин // Фото: Валерий Ганненко / «Собеседник»

Яшин рассказывал, что он патриот, что он участвует в выборах и занимается просвещением, потому что хочет, чтобы Россия была свободной. Толпа вокруг глухо и нестройно повторила за Яшиным эту мантру. Яшин сказал, что сделал «Единую Россию» оппозиционной партией в своем районе и напомнил себе и собравшимся, что они здесь власть. Толпа повторила за ним.

По мнению Яшина и собравшихся, власть боится свободных людей, вот и чинит им всякие препятствия и портит праздники. Но собравшихся-то на сей раз власть обязательно заметит и обратит на них внимание. Потом Яшин сказал, что у собравшихся есть права напомнить про свои права. А затем ушел домой — и толпа пошла провожать его до дома. Праздник кончился, и всё осталось на своём месте — ведь никто ничего не заметил.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика