Евгений Ясин объяснил, почему новая реформа ПФР не спасет Россию
Грустно, что много времени потрачено. И вместо того, чтобы решить, как сбалансировать поступления в ПФР, предложили формулу, делающую задачу неразрешимой
Знаете, как формируются наши пенсии? Отчисления работодателей в Пенсионный фонд составляют 6% от заработка человека. Из них 4% поступают на лицевой счет будущего пенсионера, а 2% он вправе разместить в любой НПФ, чтобы накопить к пенсии «добавок».
«Молчунами» называют тех, кто не воспользовался правом выбора НПФ, который бы «растил» накопительную часть их пенсии. И эта их накопительная часть автоматически попадает в управление Внешэкономбанку (ВЭБ). Такими «молчунами» стали 56,5 млн россиян (а всего пенсионные счета есть у 77 млн граждан).
Вот их-то накопительную часть правительство решило «обнулить» – сейчас ведь выгадывают для бюджета где можно, а по подсчетам Минфина, эта операция позволит сэкономить 350 млрд руб. в 2014–2016 годах. То есть будущие пенсионеры, судя по всему, не пострадают – эти средства, видимо, переведут им на лицевые пенсионные счета. Или в фонд солидарности поколений... К слову, «молчунам» пока еще дали шанс заговорить и передать эти средства в управление.
На самом деле эта мера несостоятельна. Это в принципе возврат к старой – солидарной – системе пенсионного обеспечения. Она неплохо работала во времена СССР, но с тех пор многое изменилось. И главное, работающих людей становится все меньше, а пенсионеров – все больше. В ПФР разрастается огромная финансовая дыра. А нынешнее решение правительства ее никак не восполняет, а ставит крест на пенсионной реформе. Грустно, что много времени потрачено. И вместо того, чтобы решить, как сбалансировать поступления в ПФР, предложили формулу, делающую задачу неразрешимой.
Более правильным, на мой взгляд, было бы вводить совсем другую систему: люди должны включиться в накопление собственной пенсии. А для этого надо осуществить глобальный пересмотр системы платежей населения. То есть значительно увеличить оплату труда бюджетникам (и за счет этого сократить неравенство, разрастающееся в обществе). Увеличить настолько, чтобы люди могли позволить себе тратить деньги на инвестиционные цели. А именно: могли бы прожить на пенсию, оплатить медицинский полис, приобрести жилье. Можно включить в эту схему и образование, но лишь опосредованно: образованные люди – это капитал не только семьи, но и государства. И оно тоже должно участвовать в процессе.
Читайте также:
5 стран, где самые высокие пенсии
и другие публикации Евгения Ясина