Тайный агент Лоуренс Аравийский

Он отводил беду от бедуинов ради родной Англии

Лоуренс Аравийский – рыцарь пустыни, шпион, археолог, путешественник, диверсант и переводчик Гомера, едва не создавший единую арабскую империю. За свои 46 лет британский офицер Томас Эдвард Лоуренс по прозвищу Аравийский пережил столько приключений, что другим на несколько жизней хватит.

Высокий голубоглазый блондин в белых одеждах бедуина, пробирающийся по раскаленным пескам пустыни – мир его навсегда запомнил таким. Таким его сыграл Питер О’Тул в эпической картине Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», неизменно фигурирующей во всевозможных списках лучших фильмов всех времен и народов. Хотя истинный Лоуренс высоким ростом не отличался – был на 20 сантиметров ниже экранного, да и вообще к собственной славе относился с явной неприязнью – но от массового образа никуда не деться.

Обет бедности и безбрачия

«Я стыжусь той роли, за которую получил эти ордена», – заявил королю Георгу V Лоуренс во время посвящения его в рыцари в Букингемском дворце. Титул он не принял.

Уинстон Черчилль прочил ему пост статс-секретаря министерства колоний – он снова отказался: «Я не смогу принять это предложение: Лоуренс Аравийский обязан им своей не вполне заслуженной известности, а для Томаса Лоуренса это сродни моральной проституции».

Он дослужился до полковника, но не очень-то приживался в армии. «Я не похож на солдата и ненавижу солдатчину», – говорил он.

Возможно, презрение к своей роли в обществе крылось в детстве. Он родился в 1888 году и был вторым из пяти незаконнорожденных детей сэра Томаса Чэпмена и шотландской гувернантки Сары Джуннер. Происхождение, мягко говоря, не самое удачное для викторианской Англии.

Место рождения Лоуренса в Тремадоге Ныне известно как Snowdon Lodgejpg

Место рождения Лоуренса в Тремадоге Ныне известно как Snowdon Lodgejpg

К тому же мальчик рос замкнутым, излишне мечтательным и слабым – он не мог даже положиться на плебейскую физическую силу для конкуренции с аристократами. Но был очень талантлив: в четыре научился читать, в шесть изучал латынь, а к 30 годам знал восемь языков. Томас бредил историей и орденом тамплиеров. Рыцари посвящали себя борьбе за Гроб Господень и давали обет бедности и безбрачия. Лоуренс хотел быть, как они – он никогда не скопил состояния и не женился. Последний факт стал поводом для сплетен о его сексуальной ориентации.

Из археологов – в разведчики

Увлечение детства он превратил в дело жизни. В 21 год Томас прошел более 1600 километров пешком через Сирию, по дороге научившись говорить по-арабски. Затем подвизался ассистентом на археологических раскопках на Ближнем Востоке. В этих трудах праведных Лоуренса застала Первая мировая война, круто поменявшая его жизнь и жизнь миллионов его сверстников.

Как знатока арабского языка, Томаса прикомандировали к Бюро по арабским делам в Каире. Так Лоуренс стал разведчиком и диверсантом – в его задачи входило поднять восстание бедуинов в тылу турецкой армии, сражавшейся против русских и англичан. Правда, свое место на войне он нашел далеко не сразу, а только в 1916 году, когда сблизился с принцем Фейсалом, возглавлявшим арабскую борьбу против османского владычества и в будущем ставшим королем Ирака.

Он отводил беду от бедуинов ради родной Англии. Лоуренс Аравийский – рыцарь пустыни, шпион, археолог, путешественник, диверсант и переводчик Гомера, едва не создавший единую арабскую империю.-3

Лоуренс разработал стратегию арабской войны. Кочевники хороши в обороне – значит, нужно применять партизанскую тактику: резко наскочить на врага и немедля раствориться между барханами. В лихих рейдах им должна помогать взрывчатка – Лоуренс получил даже от своих новых друзей прозвище Эмир Динамит. Ну а чтобы у арабов не возникало вопросов, почему они дружат с неверными и воюют против братьевмусульман, рыцарь пустыни решил способствовать распространению в их среде ваххабизма – возникшего в XVIII веке в Аравии религиозного течения, направленного на возвращение к подлинному исламу. Увы, все эти изобретения Лоуренса в новом столетии стали визитной карточкой религиозных радикальных террористов.

Но тогда до этого было далеко – перед британцами стояла задача разгрома Блистательной Порты. И Лоуренс помог в этом деле. Своей бесшабашной смелостью и презрением к тяготам жизни в пустыне он завоевал авторитет среди кочевников – даже написал секретный трактат из 27 пунктов для служебного пользования королевских войск о том, как правильно вести себя с арабами. Лоуренс одевался как бедуин и получил от своих братьев по оружию почетное право казнить врагов. Но одним уважением сыт не будешь – и лондонские чиновники не скупились на золото, которым Томас умасливал союзников короны на верблюдах.

Скучный чиновник

Лоуренс не считал себя вождем арабского восстания – скорее начальником штаба. В отличие от генералов европейского театра войны, посылавших на «мясные штурмы» тысячи солдат, он умело громил превышающую по численности армию малыми группами войск. На фоне горе-полководцев Лоуренс Аравийский завоевал подлинную славу в английском обществе. Ее упрочили мемуары «Семь столпов мудрости», которые он писал во время переговоров по Ближнему Востоку после окончания Первой мировой в 1918-м. Военный министр Уинстон Черчилль фактически предоставил своему новому другу Томасу Эдварду Лоуренсу полную свободу действий по выработке мирного соглашения.

Он отводил беду от бедуинов ради родной Англии. Лоуренс Аравийский – рыцарь пустыни, шпион, археолог, путешественник, диверсант и переводчик Гомера, едва не создавший единую арабскую империю.-4

«Лоуренс нашел в себе силы стать – не побоюсь этого слова – скучным чиновником, – вспоминал Черчилль. – Его усилия не пропали даром. Его цель была достигнута».

Арабские государства хоть и не стали полностью независимыми, но сделали большой шаг на пути освобождения от колониального ига.

В 1922 году дипломатическая миссия Лоуренса завершилась. Ее результатами он не совсем был доволен, но ничего больше сделать не мог. А вот известность и внимание прессы ему по-настоящему претили.

«Я до предела устал быть мишенью взглядов, обсуждений и восхвалений. Как можно сделать так, чтобы о тебе забыли? После моей смерти они еще долго будут греметь моими костями то здесь, то там, просто из любопытства», – жаловался страницам дневника Лоуренс.

Рядовой на старости лет

Рыцарь-тамплиер мечтал кануть в безвестность службы его величеству. В 1922-м он под именем Джона Хьюма Росса поступил рядовым в королевские ВВС, но его вскоре раскрыли. Во всем батальоне не было более плохого и нерасторопного солдата. Сослуживцы устраивали ему темную, молодой лейтенантик постоянно бранил и отправлял драить туалеты. А однажды из кармана недотепы случайно выпало письмо. Подняв его, лейтенант остолбенел – оно было адресовано «дорогому полковнику Лоуренсу».

В 1923-м в королевском танковом корпусе объявился рядовой Т. Э. Шоу, который через два года перевелся в авиацию. Служивого отправили в Британскую Индию, и там в нем снова опознали бравого разведчика. В это время как раз были опубликованы воспоминания Лоуренса, вызвавшие новый всплеск популярности. Рядового пришлось вернуть на Туманный Альбион из-за распространившихся слухов о его причастности к шпионской деятельности.

Агент в кино

Агент в кино

Лоуренс продолжал службу на авиационных базах, а свободное время уделял переводу «Одиссеи» Гомера и езде на мотоцикле. Страсть к «железным коням» вышла ему боком. Через два месяца после окончательного увольнения со службы, в мае 1935 года, он погиб в нелепом ДТП, не сумев удержать свой мотоцикл на дороге во время объезда велосипедистов. Как жизнь, так и смерть рыцаря пустыни стала источником множества различных версий и слухов.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика