Повелители мух: в России хотят делать еду из опарышей.

Таким людям никакие санкции не страшны

Как в Удмуртии из неприятных насекомых научились извлекать прибыль.

В удмуртском селе Якшур-Бодья супруги Золотаревы создали мушиную ферму и разводят экзотическую муху. Ее личинки используются как корм в сельском хозяйстве, но этнофермеры уверены, что за насекомыми и новыми экологическими технологиями в сфере питания будущее.

Вложили всё

В стихотворении Чуковского Муха-цокотуха – носитель финансового благополучия, красавица с позолоченным брюхом, которая «по полю пошла» и «денежку нашла». Семье Золотаревых из Удмуртии муха принесла удачу и прибыль и полностью изменила их жизнь.

– Сначала я занимался мясной мухой, выводил опарышей для рыбалки, которых продавали в зоомагазинах, – рассказывает главный на мушиной ферме Николай Золотарев. – Мы тогда жили в городе Глазов на севере Удмуртии. Я штудировал в интернете информацию на эту тему и нашел статью о мухе «черный солдат» (второе, более распространенное название – «черная львинка». – Ред.). В Европе тогда этим начали заниматься отдельные любители, о больших масштабах речи не шло.

Предпринимателю было интересно, куда это все зайдет, и он отслеживал научные новости по мухе. Когда ее разрешили использовать как корм для аквакультуры и сельскохозяйственных животных, стало понятно, что это перспективно.

– Так и до применения в человеческом питании дело может дойти, – отмечает Николай.

В 2022 году Золотаревы продали все, что у них было: дом, квартиру, несколько участков сельскохозяйственного назначения, набрали кредитов и открыли новый мушиный бизнес. Супруги долго искали производственные помещения: все, что им предлагали, было либо в жутком состоянии, либо на отшибе без нормальных подъездных путей.

В итоге остановились на селе Якшур-Бодья, где продавали постройки бывшей нефтебазы и два гектара земли. У семьи пятеро маленьких детей, и деньги – свои и заемные, с которыми они входили в новое дело – были для них огромные, но Золотаревы так поверили в муху, что рискнули.

Личинки со вкусом арахиса

Черная львинка – довольно крупная муха длиной до полутора-двух сантиметров. Голени и лапки у нее белые, как будто она наряжена в белые носочки. Взрослая особь вообще не ест, только пьет, вся жизнь ее подчинена размножению. Найдя самца и отложив яйца после спаривания, муха погибает.

«Львица» обитает в Южной Америке, но была завезена оттуда и в другие страны. Ученые признали черную львинку полезным насекомым, и все из-за того, что ее личинки – источник качественного белка, в них его содержится до 40%.

Сушеные личинки – съедобные и, как говорит Николай Золотарев, даже вкусные.

– Первый раз я попробовал личинку, когда был голодный, – вспоминает он. – Голод победил брезгливость и страх. Думаю: дай хоть одну попробую. Оказалось, очень даже ничего. Они хрусткие и похожи на семечки с привкусом арахиса, потому что в них есть арахидоновая кислота.

цифра

1,2 млрд долларов должен составить в 2023 году рынок еды из насекомых. Из съедобных насекомых делают белковую муку, снеки, смузи, коктейли, батончики, макароны, «тофу».

Маленькие обжоры

Ферма представляет собой инсектарий: в помещении на 100 квадратных метров живут мухи, на 150 «квадратах», в «детском саду», в ящиках копошатся личинки, в большом производственном помещении на 500 квадратных метров происходит обработка подросшего материала.

– Муха нужна для разведения, сама по себе она малоценна, – объясняет Николай. – Есть технологии получения хитина и из мух, но мы пока об этом не задумываемся.

До вылупления личинки из яиц проходит трое суток. Вылупившихся мальков докармливают до пятидневного возраста в больших контейнерах, а затем подросших рассаживают по маленьким, где через пять дней из них получаются взрослые зрелые толстенькие личинки.

Личинок раскармливают на отходах – зерновых с пивного производства и подгнивших фруктах и овощах, их фермерам отдают бесплатно. Личинки съедят любую органику: хоть кофейную гущу, хоть испорченные яблоки. Обжоры съедают в два раза больше своей массы, на 250 килограммов личинок надо полтонны еды.

 Кормлением «молодежи» занимается жена Николая Елена, она в мушином бизнесе с первых дней. Работу на ферме совмещает с преподаванием английского и немецкого языков в сельской школе и воспитанием детей.

– Я в роли кормилицы себя чувствую, – рассказывает Елена. – Это как с другими животными, которых разводят: их надо накормить, чтобы они выросли и были в хорошей форме. Это ответственность. Если личинки плохо покормить, они от этого плохо себя чувствуют и сохнут.

Как только личинки набирают нужные объемы, их отправляют на медленную смерть – сушиться в СВЧ-печь. Но до этого личинки просеивают и отделяют от остатков их собственной жизнедеятельности – зоогумуса. Это ценное удобрение, которое идет на продажу.

Целебный жир

Сушеные личинки пакуют в целлофановые пакеты и отправляют партнерам по всей России. Их продают как зоокорм, можно сказать, элитный.

– Сегодня ведь многие в своих хозяйствах кормят сельскохозяйственных животных готовыми комбикормами. Это не лучше, чем на производстве. Люди забыли вкус настоящей деревенской курицы, – говорит Елена.

Своих хохлушек Золотаревы кормят личинками, и между птицами за полезные вкусняшки идут соревнования, птичьи бои. Собаке Белке тоже перепадает. Золотаревы придумали, как из сушеных и толченых личинок готовить чипсы для собак. Продукт пока на стадии тестирования и сертификации, но Белка их уже оценила высоко.

Личинки тропической львинки ценны не только белком, но и жиром. Его выдавливают под прессом. Это отличное ранозаживляющее средство и омолаживающая косметика, правда, запах еще тот. Елена рассказывает, что недавно их старший сын ошпарился супом, были страшные волдыри, помазал по ее совету, и заживать рана стала быстро.

– Мы покупали личинок у пожилого мужчины из Кировской области. У него были проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и он стал их разводить для себя, делал из сушеных личинок таблетки. Его жена добавляла жир из них в домашнюю косметику, кремы и шампуни, я сейчас мажу им и руки-ноги, и лицо – кожа мягкая, как у младенца, вот только с запахом надо что-то делать, – говорит Елена.

На базе Удмуртского государственного аграрного университета Золотаревы инициировали исследования зоогумуса личинок. Выращивание на нем растений дает хорошие результаты.

Нет пророка в своем отечестве, и первое время в селе с семитысячным населением мушиных фермеров обсуждали и осуждали. Местные паблики задыхались в ядовитых комментариях: мол, только мух и опарышей нам здесь не хватало. Сейчас сельчане привыкли, и негатив спал.

Золотаревы планируют расширить производство и надеются, что черную львинку в обозримом будущем разрешат использовать и в производстве питания для людей. Это откроет мушиному бизнесу большие перспективы.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика