Как живут и чем зарабатывают в Индонезии релоканты из России

На райский остров Бали ещё недавно наши приезжали зимовать, а после 24 февраля многие решили задержаться подольше

Фото: pixabay

По разным оценкам, русскоязычное комьюнити на острове Бали насчитывает от 40 до 60 тысяч. Россияне открывают здесь рестораны русской кухни, запускают собственные производства мяса и молочки, привозят Семена Слепакова и «Би-2», организуют футбольные клубы и театры, проводят бизнес-тренинги и учат обращаться с криптовалютой.

Здесь все, как могут, спасаются от мрачной реальности: правозащитники становятся тарологами, а режиссёр-документалист – психологом. Сообщество в Индонезии заметно отличается от русских в Армении, Турции, Грузии и Европе – люди на другом конце света далеки от российско-украинской повестки. Страна занимает нейтралитет, политический активизм местными властями не приветствуется, за протесты и митинги могут депортировать. Но сочувствующие Украине находят способы выразить свою гражданскую позицию – например, прикрепить на байк желто-синюю ленточку.

Главной причиной своей любви к Бали мои собеседники назвали климат и атмосферу: температура 27–30 градусов круглый год, горы и океан, все вокруг утопает в цветах и зелени, недорогие свежевыжатые соки и экзотические фрукты, доброжелательные индонезийцы и интересные экспаты со всего мира.

Обед от немца: гречка, борщ и драники

Чтобы зарабатывать деньги на самом острове, требуется разрешение на работу или инвесторская виза KITAS (1700$ на 2 года). Для трудоустройства одного иностранца на Бали работодатель должен взять на работу 5 местных. Поэтому для «понаехавших» почти нереально устроиться в сферу услуг или сервис. В основном экспаты работают удалённо – айтишники, блогеры, онлайн-преподаватели и инструкторы, люди творческих профессий, smm-щики и копирайтеры. Чаще всего, сюда приезжают предприниматели, чтобы открыть бизнес для туристов или инвестировать в апарт-отель на популярном курорте.

– Мы с семьёй приехали сюда в конце октября. Частично из-за мобилизации, но основная причина – спад в экономике, – рассказал нам основатель компании Male Estate Вадим Коцерев из Москвы. – Мне интереснее развивать бизнес там, где экономика растёт. Мы помогаем клиентам умножать свой капитал через инвестиции в недвижимость. Этот рынок на Бали – золотая жила.

С недавних пор на Бали начал строить и известный российский бизнесмен, основатель компании «ЭкоКомплект» Сергей Домогацкий. Он продаёт виллы на уровне котлована по цене от $150 000 в одном из самых популярных мест среди приезжих хипстеров – Parq Ubud, который даже называют «маленькой Москвой». Сюда стекаются русские со всего острова посидеть с ноутбуком за чашкой кофе и пообщаться. В меню – гречневая каша, борщ, драники.

Фото: Instagram** / parqspace
Парк Ubud

Создатель комплекса немец Андрэ Фрай сам говорит на русском. По его концепции, парк Убуд – это город в городе, где на территории 65 тысяч квадратных метров есть все необходимое для избалованного жителя мегаполиса: апартаменты, коворкинг, кафе, концертный зал, фитнес, бассейн, SPA и шопинг.

Идеальное место для стартапов

Основатель Play Big Productions Юрий с супругой переехали на Бали в ноябре прошлого года. В Москве предприниматель снимал рекламу для брендов, а жена открыла свою пекарню с крафтовым хлебом.

– Таких булочных в нашем спальном районе до нас не было – рассказывает нам Юрий. – Мы предлагали 50 сортов хлеба из пяти разных видов муки, с разными добавками, семенами, на заквасках. Перед отъездом на Бали продали этот бизнес за треть стоимости. Увы…

Фото: Instagram** / Yura_playbig
На Бали – самые красивые съёмочные локации, считает Юрий

Открывать пекарню на острове семья не планирует – местные хлеб не едят, только туристы. Основную ставку бизнесмены теперь делают на свой рекламный кинопродакшен: «В России 70% клиентов ушли с рынка либо свернули бизнес до минимума и, соответственно, никакой рекламы им больше не нужно. В этой ситуации мы решили выходить на новые рынки. На Бали мы снимаем для брендов индустрии красоты, ведь локации тут неповторимые, 2 океана, вулканы и джунгли, в январе мы провели первые масштабные съемки для известного японского бренда».

Создатель бюро спикеров HUBSpeakers Елена Гришнёва также отметила, что после февраля 2022 года резко сократились заказы от международных компаний на организацию мероприятий в России. В её портфеле сотрудничество с известными мировыми брендами (Unilever, Schneider Electric, Danon, Райффайзенбанк и др). В декабре она вместе с семьёй переехала на остров.

Фото: Личный архив Елены Гришнёвой
Елена Гришнёва с мужем и ребёнком

– Нам начали приходить запросы на интересных спикеров из СНГ для русскоязычных переселенцев, – рассказывает Елена. – До этого я три года прожила в Казахстане и там организовала филиал московского офиса. На Бали много русских людей среднего класса, которые интересуются светскими мероприятиями, тренингами личностного роста, бизнес-форумами и различными ивентами, на которых люди знакомятся, рассказывают про свои активности и находят клиентов. Рынок здесь новый, открытый, с большими перспективами дальнейшего развития, здесь идеальное место для стартапов.

Расходы на Бали

500–700$ – средняя цена аренды жилья в месяц
500–1000$ – рестораны и кафе
500–800$ – обучение в частной школе или садике
350$ – индонезийская няня
1500$ – русская няня
100$ – аренда байка
50$ – медицинская страховка

Йога, школа в джунглях и футбол

Креативное комьюнити экспатов на Бали складывалось десятилетиями. Сюда регулярно приезжал Чарли Чаплин и многие голливудские звезды. В этом году здесь зимуют рэпер Моргенштерн*, актёры Ирина Горбачёва, Артем Ткаченко, поэтесса Вера Полозкова.

Фото: Instagram** / irina_gorbacheva
Ирина Горбачёва на Бали

Здесь даже у самых прожжённых циников внезапно пробуждается тяга к творчеству – люди записываются на вокал, начинают танцевать хип-хоп и выступать со стендапом. Благо на Бали найти секцию йоги, танцев, духовных практик проще простого. Чтобы взять несколько уроков вокала и игры на гитаре, мне далеко ходить не пришлось – в соседнем номере отеля живёт преподаватель музыкальной школы.

Мальвина Карнута родом из Донецка, где преподавала вокал в частном лицее и создала свой коллектив. В 2014-м эмигрировала в Краснодар и открыла вокальную студию «Мальвина», а в ноябре 2022-го перебралась на Бали. Мальвина проводит уроки вокала и записывает авторский онлайн-курс.

Фото: Личный архив Мальвины Карнуты
Мальвина Карнута

Предприниматель Пётр Сухоруких закончил программу «Практикум» в Сколково, его основной бизнес связан с репутационным менеджментом – агентство по защите деловой репутации «Невидимка», а для души он открыл студию «Театр Бали».

Фото: Instagram** / afl.futsal

– Я, жена и 2-летний сын приехали на Бали отдыхать в феврале 2020-го, – рассказывает Пётр. – Через месяц начался ковид, поэтому мы решили остаться. В России я занимался парашютным спортом, шахматами, актёрскими проектами – закончил театральную школу, работал в кино: где-то реквизитором, где-то помощником режиссёра. Сюда приехали – здесь ничего нет. Тогда я решил открыть свою театральную школу, пригласил классных педагогов Александра Добромилова и других. В первый месяц к нам пришли 300 человек.

Андрей с женой и двумя детьми 4 года назад тоже приехали на отдых. Во время путешествия по острову случайно наткнулись на необычную школу Green School.

– Это уникальный eco-friendly-проект, – рассказывает Андрей. – Школу построили из бамбука в джунглях, еду выращивают на ферме, электричество берут из реки через генератор, получают биотопливо из отходов – такого в России не было. Обучение строилось на развитии творческого потенциала ребёнка, а аттестат признают во всем мире. Ради этого образования для дочери мы переехали на Бали, жили на две страны, по делам мотались в Москву. Мой старший сын профессионально занимался мини-футболом, играл за юношескую сборную России.

Фото: личный архив Петра Сухоруких

– Побывав на матче, я понял, что здесь очень любят смотреть футбол, но при этом на острове с 5-миллионным населением нет вообще любительских соревнований, и пришла идея это организовать, – продолжает Андрей. – Вместе со своими единомышленниками мы создали клуб мини-футбола для местных, на игры к нам приезжают даже с соседних островов. Также сформировались 4 команды из приезжих русскоязычных, есть также интернациональная команда, где преобладают французы. Сегодня в нашем чемпионате участвуют 24 команды.

*Власти РФ считают иноагентом

** Соцсеть и владеющую ей компанию Meta власти РФ считают экстремистскими и запрещают на территории страны

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика