«12 тысяч на одно водоотведение – это ничем необъяснимо», - уверена исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева
История с невероятными цифрами в платежке по ЖКУ, которую показывали президенту на прямой линии, нашла отражение на недавнем совещании Владимира Путина с правительством. Несомненно, конкретно эта проблема решится. Ну а как быть с другими такими же?
«Если бы нормально работал институт субсидий на оплату ЖКУ, таких ситуаций не возникало бы»
– У вашей организации практически по всей стране есть отделения. Часто такое встречается, чтобы были непомерные суммы за ЖКХ?
– Как вам сказать… Такие огромные платежки, в 70 тысяч, я вижу нечасто. А уж суммы в 12 тысяч в месяц за канализацию – это вообще ничем не объяснимо. Высокие начисления еще можно было бы как-то объяснить, если бы речь шла об отоплении: предположим, котельная очень старая, на мазуте и т. д. Но за водоотведение – невероятно.
Конечно, у нас по стране разные экономически обоснованные тарифы. На Камчатке, к примеру, 7 тыс руб за гигакалорию… Но чаще всего региональные органы все-таки берут расходы на себя и частично компенсируют предприятиям выпадающие расходы. А людям не выставляют полные счета. Поэтому мне абсолютно непонятно, откуда такие суммы взялись.
– Судя по вашим словам, в целом в России покончили с шулерством управляющих компаний?
– Ну, не то чтобы они все поголовно честные, просто не хотят нарываться. Всем же понятно: любой такой счет может привести к социальному взрыву. Поэтому повышение идет, но ползучее…
Жалобы на начисления у нас есть: не столь впечатляющие цифры, конечно. С каждым случаем надо разбираться индивидуально. Бывает, что людям насчитали за несколько месяцев, или ресурсники забыли что-то начислить, и выставляют эти суммы задним числом… Мы разбирались, скажем, со случаем в Башкирии, когда людям пришли огромные счета за отопление. Оказалось, что в многоквартирном доме было два счетчика, а начисляли только по одному.
Но самое главное в этой проблеме другое – если бы у нас нормально работал институт субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), таких вопросов вообще не возникало бы. Потому что в этом случае было бы так: как только у тебя счет превышает пороговый уровень, это уже – проблемы власти.
«Закон о том, что считать долгами по оплате ЖКУ принят, но в силу так и не вступил»
– Сейчас многие москвичи жалуются: с внедрением обновленного портала mos.ru они стали получать уведомления на наличие долгов по коммуналке. Причем за давние года. Некоторые отыскали у себя подтверждение оплат и доказали, что долги им выставили несправедливо. Но далеко не все могут это сделать. Есть ли способ защитить себя от таких вот неожиданно появляющихся «долгов»?
– Еще в 2018-м Госдума приняла закон, когда долгом считается только просуженная задолженность (другими словами – если есть вступившее в силу решение суда о взыскании долга). Но вступление в силу этого закона уже дважды переносилось. Теперь вот перенесли на 2022-й.
Поэтому сейчас граждане не могут быть уверены, что у них нет долгов, и что какие-то «управляшки» не начислили им задолженность…
Сегодня есть возможность списать долг по суду, или реструктурировать его. Причем, в последнем случае нет никаких норм – кучу бумажек собери, и принимай те условия, которые тебе предложат.
Многие люди могли бы рассчитаться с долгами за счет субсидии, но, к сожалению не могут этого сделать. И деньги, которые выделяются на субсидии, возвращаются в бюджет, а до адресатов не доходят.
«Есть несколько версий, откуда появилось столько должников»
– Но те случаи, о которых я упомянула, – про конкретных людей, у которых было все заплачено. И они получили извещения об очень старых долгах – за 2017-ый, например…
– У меня тоже много обращений на эту тему. Иногда эти долги появляются даже за 2006, и за 2008-й годы. И, знаете, приходят люди, которые хранят квитки об оплате в течении десятков лет, они могут доказать, что все оплачено, а тут вдруг долг…
Причем ни «Жилищник», ни МосЕИРЦ зачастую не могут ответить на вопрос, откуда взялись эти задолженности. Есть несколько версий. Одна – изменилась методика расчета, отсюда путаница. Вторая версия такая. Сейчас пытаются максимально собрать с граждан все, что можно. За прошлый год сильно упали сборы по платежам – пандемия, падение доходов, 424-е постановление правительства, запрещающее выставлять пени и штрафы по долгам за ЖКУ. К тому же не отключали те услуги, которые должны были бы отключить за неоплату… Вот многие расслабились, и решили, что можно вообще не платить.
А коммунальщики вознамерились собрать все, что можно.
Аналогичное уже случалось. Года два назад в Московской области была история, когда наняли фирму, которая проводила ревизию долгов для Фонда капремонта. Так они просто стали направо и налево рассылать долговые платежки. В том числе и тем людям, которые аккуратно платили.
– Но ведь не все же десятилетиями хранят платежки, не все готовы запрашивать в банках многолетние выписки по платежам и потом часами в них копаться… Как же противостоять этому беспределу?
– Повторю: в каждом случае надо разбираться отдельно. Когда долги давние, и никто не может объяснить, откуда они взялись, мы просто помогаем людям их списывать: ведь срок давности никто не отменял. Если 3 года прошло, долг можно списать. Только все это происходит не автоматом, надо в суды обращаться.
К слову, знаю случаи, когда тот же «Жильщник» сам обращается в суд с просьбой списать старые долги жителей.
– То есть с непонятно какого перепугу – появилась лишняя головная боль для россиян?
– В любом случае – если ошибки, это абсолютно недопустимо. Но сейчас всплеск таких случаев – из-за того, что более активно взялись собирать платежи.
Почему за обслуживание платим больше, чем за сам газ
– В редакционной почте есть несколько писем из Ярославской области, где люди рассказывают: газ в регионе стоит 7600 руб. за 1000 кубометров, как и в других местах России. Но при этом за обслуживание граждане должны платить каждый месяц 269,50 (в прошлом году было 135 руб.). Таким образом, цена за газ повышается вдвое. При этом все обслуживание заключается в том, что раз в год представитель компании приходит и проводит визуальный осмотр. А если возникает какая-то неисправность, за ремонт приходится платить отдельно. Это законно? В Москве ведь такого нет.
– Видите ли, обслуживание внутридомового газового оборудования – это свободный рынок. Это не тариф, тут цена не регулируется государством, к сожалению. И по этой ситуации действительно очень много вопросов.
Когда Минэнерго презентовал программу газовых операторов, которые должны газифицировать поселки и деревни до забора домовладения, я спросила представителей ведомства: будем ли мы что-то делать с проблемой обслуживания газового оборудования? Отдадим ли мы этот вопрос в ведение газовых операторов, чтобы они все это делали в счет тарифов? Министр мне пообещал, что в данной схеме это предусматривается. Очень надеюсь, что так и будет.
– В последнее время вас часто можно встретить на различных экологических мероприятиях. Меняете сферу деятельности?
– Нет. Плотно занимаюсь проблемами твердых бытовых отходов (ТБО). Считаю, что по крайней мере надо менять методику расчета – брать деньги не с домовладения, а с человека. Иначе получается, что одинокий старик платит столько же, сколько семья из 5 человек. Но ведь в реальности-то они производят разное количество мусора.