05.04.2021

Путеводная звезда указала на монгольские степи

В марте российский бизнесмен Михаил Лифшиц был награждён орденом «Полярная звезда» – высшей наградой Монголии

Студенты вузов по всему миру имеют самые разнообразные традиции празднования своих последних дней в Alma mater. Например, выпускники Бауманки уже более четверти века катаются на тазах за машиной и обливаются пивом. А в далёком 89-м году обходились чуть менее шумным, но торжественным сбрасыванием тубусов в Яузу.

Немногие из амбициозных молодых людей, наблюдая за мерным движением футляра для чертежей по реке знают, где и как им удастся применить полученных знания. Не знал этого наверняка и Михаил Лифшиц, ныне состоявшийся инженер, бизнесмен и пилот, не лишённый изрядной доли авантюризма.

Михаил Валерьевич Лифшиц родился в 1963 году в Москве. Окончил Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Калужское авиационное лётно-техническое училище.
Председатель Советов директоров и совладелец ряда активов
АО «РОТЕК» (энергетическое машиностроение, инжиниринг и технологии предиктивной аналитики для промышленного оборудования)
АО «Уральский турбинный завод» (производитель основного генерирующего оборудования, включая паровые турбины и сопутствующие установки)
ООО «ТЭЭМП» (производитель суперконденсаторов, предлагает решения в области накопления энергии)
Член Советов директоров в компаниях Sulzer AG (производство и сервис насосного оборудования, обслуживание газовых турбин, установки для сепарации, смешивания и фильтрации), SOLIDpower S.p.a. (высокотемпературные топливные ячейки и основанные на них установки для генерации электроэнергии и тепла), Хевел (крупнейшая в России компания в области солнечной энергетики), Oerlikon AG (2013-2015 гг.).
Имеет 37 российских и зарубежных патентов. Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Почётный энергетик Монголии.

«Полярная звезда». Так названа высшая награда Монголии, которую может получить иностранный гражданин за вклад в благополучие и укрепление этой страны. 19 марта 2021 года президент Монголии подписал указ о награждении российского бизнесмена Михаила Лифшица этой наградой за реализацию крупнейшего за последние 30 лет проекта по модернизации энергетической инфраструктуры Монголии. Серьёзная награда для инженера, сумевшего объединить команды из разных стран и сделать то, за что не взялись другие, подсчитав все риски и объёмы необходимых вложений.

Под руководством Лифшица, совместная российско-монгольская команда ввела в эксплуатацию 4 энергоблока крупнейшей станции страны. Ни локдаун, ни технические трудности, которых из-за закрытых границ было предостаточно, не стали непреодолимым препятствием тому, чтобы дать тепло и свет в срок, до начала отопительного сезона. Этот проект экономит стране 200 тысяч тонн угля в год и позволяет на 10% сократить вредные выбросы в атмосферу, а модернизированные энергоблоки проработают ещё минимум 40 лет.

Карьеру Михаил Лифшиц начал с внешнеэкономической сферы в должности директора по маркетингу Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества. Совмещал работу с управлением компанией «Глобал Эдж», которую основал в 1991 году. Вплоть до 2009 был её президентом. Предприятия, входящие в группу компаний «Глобал Эдж», специализируются на производстве шлифовального и режущего инструмента, а также занимаются поставками высокотехнологичного оборудования для деревообрабатывающей промышленности.

В 2010-2015 годах Лифшиц – генеральный директор акционерного общества «РОТЕК», в 2015-м возглавил Совет директоров предприятия. Под руководством Лифшица «РОТЕК» с нуля занял 20-ти процентную долю рынка сервиса энергетических газовых турбин, став первым в России независимым от производителей оборудования сервис-провайдером. В компании создан производственный центр по выпуску турбинных лопаток, уникальный для России (в 2018 году РОТЕК начал выпускать сотовые уплотнения – один из ключевых компонентов авиационных двигателей и турбин, став единственным предприятием в континентальной Европе, способным производить подобную продукцию).

В 2012 году Лифшиц стал совладельцем «Уральского турбинного завода» и возглавил совет директоров. По его собственным воспоминаниям, увидел большое поле для работы. Конструкторское бюро находилось в глубине заводского комплекса, в старом 9-этажном здании, цеха тоже были не в лучшем состоянии. Проведённые преобразования позволили превратить УТЗ в предприятие, которое сегодня выпускает широкую линейку турбин как для энергетики, так и для атомных ледоколов и мусоросжигательных заводов. Половину выручки составляет экспорт: УТЗ поставляет продукцию не только в Россию, но также в Казахстан, Белоруссию, Монголию.

В марте 2016 года Лифшиц вошёл в Стратегический совет по инвестициям в новые индустрии, работающий при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. В 2017 году приказом Министра Михаилу Лифшицу присвоено почётное звание «Почётный машиностроитель».

Нетривиальность ситуации с монгольским проектом, как и с предыдущими начинаниями Лифшица, в том, что как когда-то строя производственные линии для своего первого предприятия «Глобал Эдж» в далёком 91-м году, он лично работал с командой, обследовал объект, собрав команду айтишников, строил виртуальную среду для объединения усилий инженеров в период карантина и закрытых границ.

Кто-то раскритикует за «неумение делегировать». Однако такой авторский подход даёт свои результаты. Им подписаны все известные машиностроительной индустрии проекты Лифшица. О нём знают в отрасли, от требовательности и личной вовлечённости Лифшица в технологические процессы бледнеют молодые специалисты, но в экономических сводках бизнес-изданий для этой характеристики графы нет.

Авиация – одно из главных увлечений в жизни Михаила Валерьевича. Первый полёт он совершил ещё в 1979 году, будучи курсантом планерной школы. Вылет без инструктора навсегда изменил его жизнь: после школы Лифшиц даже пытался поступить в Харьковское лётное училище. Поступление не удалось, а страсть к полётам осталась – уже на рубеже 80-90 гг. Михаил Валерьевич вернулся в аэроклуб.
Сначала на отдыхе, в Швейцарии, где он летал на Cessna 172, затем уже самостоятельно, на разных самолётах, в том числе, ЯК-18Т. В период с 1997 по 2003 годы Михаил Валерьевич входил в состав сборной России по авиаспорту, участвовал в авиаралли. Совместно с коллективом единомышленников основал клуб «КВС», награждённый почётным групповым дипломом FAI.
Фотография – второе хобби Лифшица: в 2018 году в Центре фотографии имени братьев Люмьер прошла его выставка «Географика», ранее, в 2013 году была организована ещё одна экспозиция – «Sky&Soul: The world to open».
Третье увлечение – коллекционирование холодного оружия. В его коллекции кинжалов и кортиков собрано около 500 предметов. Изначально интерес к оружию из стали возник в связи с основной работой – машиностроением. Заинтересовавшись процессом изготовления булатных клинков, Лифшиц приобрёл дамасский нож. С этого и началась коллекция.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика