Лес рубят – искры летят. Почему каждый год горит тайга в Сибири?

На прошлой неделе сибирские пожары наконец заметили в Кремле. Почему случилась катастрофа и какими будут последствия?

Фото: Сибирь в огне // фото: МЧС России / ТАСС

На прошлой неделе сибирские пожары заметили даже в Кремле. Для этого понадобилось: три миллиона гектаров горящего леса, смог от Поволжья до Монголии и Казахстана и народный гнев в соцсетях. Почему случилась катастрофа и какими будут последствия? 

«Пусть все знают, как вытравливают людей»

В последнюю неделю июля пост Яны Захарчук из Красноярского края взорвал соцсети. Фотографии утонувшего в плотной белой дымке поселка Ванавара и 7-летней племянницы Яны в маске собрали тысячи комментариев. «Пусть все знают, как вытравливают людей, пока жирные дядьки набивают свои карманы, пожары не тушат», – написала женщина. 

Ближайший пожар бушевал в 15 километрах от Ванавары. Адские деньки, когда дышать из-за смога трудно и происходит интоксикация организма – тошнота, головные боли, – настали и в северных районах Иркутской области. Дым и гарь от лесных пожаров в Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Якутии дошли до местных больших городов и «поплыли» дальше – в Поволжье и Монголию. 

В Красноярске, окутанном дымкой с 4 июля, заявление губернатора Усса о том, что тушить пожары экономически невыгодно и нецелесообразно, стало последней каплей в чаше народной ненависти к чиновникам. Соцсети облетели страшные картинки лесных пожаров с хештегом #Сибирьгорит, и пока федеральные каналы молчали, клич о спасении сибирских лесов подхватили звезды шоубизнеса. Петиция с требованием ввести режим ЧС на территории Сибири и наконец начать спасать леса набрала 800 тысяч голосов. 

В понедельник, 29 июля, Медведев потребовал, чтобы губернаторы взяли ситуацию под личный контроль, а Путин подключил к тушению лесов Минобороны. К этому моменту, по данным Рослесхоза, в Сибири, Якутии и Бурятии было охвачено огнем 3,3 миллиона гектаров леса. Эта площадь сопоставима с территорией целой Бельгии. 

«Не выходим из дома» 

На борьбу с бедствием были брошены силы Минобороны, МЧС России, федеральной «Авиалесоохраны». По данным ФБУ «Авиалесоохрана», в тушении лесных пожаров задействовано 2,7 тысячи человек, 390 единиц наземной техники и 28 воздушных судов. Главная задача – остановить продвижение огня, чтобы он не охватил другие территории и не слизнул поселки типа Ванавары. 

– У нас 400 человек с техникой пожары тушат, – рассказал житель Ванавары Павел Пикунов. – Из дома стараемся не выходить, дым мгновенно впитывается в одежду. Вчера внука в детский сад не довел, его вырвало на улице. 

Оставалась напряженной ситуация и в городе Киренске Иркутской области, еще одной точке Сибири. Из-за плохой видимости не работал аэропорт, по реке Лене не ходили суда, город был отрезан от «большой земли». 

– В поликлинике много народа, – рассказала мама двух малышей Евдокия Кольцова. – Многие дети в Киренске переболели ОРВИ, хотя на улицу почти не выходим. Врачи говорят, что это из-за дыма. 

Местные телеканалы советуют помещение не покидать, не употреблять алкоголь и не курить – это повышает интоксикацию – и пить больше воды. Семья Кольцовых все делает правильно, но от этого не легче: Евдокии иногда кажется, что дым стелется по полу. 

Тушить не обязательно 

Тушением пожаров на землях лесного фонда занимаются региональные лесопожарные службы, то есть это компетенция субъектов Федерации. Федеральная «Авиалесоохрана» и МЧС России, у которых есть и техника, и спецы экстра-класса, подключаются, когда объявлен режим ЧС. 

– В 2015 году были внесены изменения в правила тушения пожаров, которые дали возможность органам власти субъектов Федерации не тушить большую часть пожаров, – объясняет Андрей Аллахвердов, координатор противопожарной программы «Гринпис России». – Согласно правилам, власти выделяют «зоны контроля» – территории, на которых лесные пожары не угрожают людям и объектам инфраструктуры и тушить которые не обязательно. В Якутии чуть ли не 70% лесов были отведены под «зоны контроля». 

Когда пожары можно было потушить в зародыше, региональные власти приняли решение не тратить деньги и не заморачиваться. В северных районах Иркутской области, Красноярском крае, Якутии, Бурятии дождей практически нет, поэтому огонь разрастался и охватывал новые «зоны контроля». 

Поджоги – версия народная 

Еще совсем недавно ведомства настойчиво называли причиной лесных пожаров отсутствие осадков и сухие грозы. И только на прошлой неделе Медведев дал поручение Следственному комитету проверить версию населения и экологов о поджогах. 

– У нас в Красноярске неоднократно поднималась тема поджогов с целью скрыть массовые незаконные вырубки, – рассказывает активист движения «За чистое небо» Евгений Ходос. – В сгоревших лесах на земле находили очертания сгоревших покрышек, в них наливают бензин и поджигают. 

Представитель «Гринпис России» Андрей Аллахвердов поправляет: сначала пожар, а уже потом стулья – в смысле вырубленные деревья. 

– После пожаров проводятся санитарные рубки, когда вырубают погибшие деревья и те, что не выживут, – объясняет он. – Вырубками занимаются специалисты «Рослесозащиты», они дают заключение о необходимости рубки, и они же занимаются коммерческой деятельностью – отводят организациям участки под рубки. 

В «Гринпис России» считают, что, если разделить эти полномочия, это снизит коррупционную составляющую и поджогов будет меньше. Есть еще один способ – вернуть в леса лесников. После введения Лесного кодекса их стало в разы меньше, следить за порядком в лесу некому. Но будут ли этим заниматься – это ведь тоже «экономически невыгодно». 

200 лет на восстановление 

Чиновники меряют ущерб деньгами, которые нужно направлять на тушение, экологи – потерянными гектарами леса. 

– В этом году пожарами в России пройдено уже 11 миллионов гектаров леса, – рассказывает Константин Кобяков, координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF (Всемирного фонда дикой природы) России. – А впереди еще «горимый» август, такими темпами мы можем побить рекорды самых «горимых» лет – 2003-го и 2008-го, когда сгорало по 13–14 миллионов гектаров леса. 

Каждый год на заготовку древесины уходит еще 1 миллион гектаров леса.

– Иркутская область ресурс недополучит – значит, древесину будут брать на других территориях, где леса не вырубались и представляют особую ценность, – говорит Кобяков. 

По словам эксперта, восстановить вместе с экосистемой леса, которые сгорели, можно, но на это понадобится 200 лет, если, конечно, еще раз так не полыхнет. В огне гибнет не только флора, но и фауна. При верховом пожаре у зверей, которые не успели убежать, шансов нет. В Красноярском крае медведи приходили в населенные пункты и задирали сельских собак: в сгоревших лесах еды для мишек не осталось. 

Бурятские шаманы объявили, что проведут обряд, чтобы вызвать дожди на горящих территориях, молились о дожде для Сибири и православные. Сейчас, когда наши пожары заметили во всем мире, о них пишет западная пресса, и Путин с военными самолетами – не спасение. Поможет только небо, сильные затяжные дожди. Но в Гидрометцентре России нам сообщили, что пока в этих регионах ожидаются кратковременные и слабые осадки. 

Голос из Америки

О последствиях спросите у Ди Каприо 

О сибирских пожарах у себя в инстаграме написал актер Леонардо Ди Каприо, который известен как защитник окружающей среды. 

«Полярный круг страдает от беспрецедентного количества лесных пожаров в условиях климатического кризиса. Огромные огни в Гренландии, Сибири и Аляске производят клубы дыма, которые можно увидеть из космоса», – опубликовал актер. 

Еще одно последствие пожаров – это десятки миллионов тонн двуокиси углерода, которые выбрасываются в атмосферу и ускоряют процесс глобального потепления. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2019 под заголовком «Лес рубят – искры летят».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика