Без турникетов, но дороже. Как изменится общественный транспорт в 2018-м
Отказ от турникетов в Москве облегчит жизнь пассажирам и не изменит дотационного положения столичного транспорта
Отказ от турникетов в Москве облегчит жизнь пассажирам и не изменит дотационного положения столичного транспорта.
С 1 января 2018 года общественный транспорт на 72 московских маршрутах перейдет на систему работы без турникетов, сообщается на сайте Мосгортранса. Пассажиры смогут заходить во все двери автобусов, а оплатить проезд можно будет с помощью валидаторов, расположенных в салонах транспортных средств, уточняется в сообщении. Чиновники обосновывают изменения тем, что отмена турникетов в автобусах позволит сократить время проезда по ряду маршрутов на пять минут.
Также стало известно, что с начала нового года увеличится стоимость проезда в общественном транспорте. Пресс-служба Мосгостранса сообщила, что со 2 января 2018 года проезд по карте «Тройка» в метро и на наземном транспорте подорожает на один рубль: его стоимость составит 36 рублей за одну поездку вместо 35 рублей в 2017 году.
Почему городские власти убирают турникеты при увеличении стоимости проезда и улучшат ли транспортную ситуацию нововведения, Sobesednik.ru узнал у Екатерины Решетовой, старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
Изменение правил прохода пассажиров в общественный транспорт улучшит ситуацию на дорогах. Для того чтобы запустить нововведения властям нужно добавить контролеров на маршруты, считает эксперт: «Отмена турникетов сократит время проезда и ускорит прохождение автобусов по маршруту. Это положительные стороны. Кончено, сложно будет уйти от увеличения количества безбилетников, такая проблема есть и во всех европейских крупных городах. Её обычно решают увеличением количества ревизоров на рейсах».
Основным плюсом отмены турникетов Екатерина Решетова считает улучшение привлекательности общественного транспорта в глазах пассажиров. Сокращается не только время поездки, но и время посадки в автобус, особенно это будет заметно на конечных остановках маршрутов, отмечает эксперт. Количество пассажиров возрастет, соответственно на дорогах уменьшится количество личного транспорта.
В общей сложности бестурникетными станут около 1,1 тысячи автобусов, говорится на сайте Мосгортранса. По решению властей в таком же режиме продолжат работать новые трехсекционные трамваи. Преимущества бестурникетной системы оценят свыше миллиона горожан.
Екатерина Решетова считает, что результаты нововведений могут подтолкнуть власти на новые инициативы: «Спустя какое-то время городские власти проанализируют данные и, возможно, распространят нововведение на другие городские маршруты».
Цена вопроса
В интервью «Эху Москвы» глава Дептранса Москвы Максим Ликсутов рассказал, что московский общественный транспорт окупает себя лишь на 55% – остальные 45% на его содержание идут из городского бюджета. Почему же тогда город убирает турникеты, рискуя уменьшить сборы на еще более существенный процент?
По мнению Екатерины Решетовой, изменения не поменяют экономику транспорта: средства на содержание городских автобусов, трамваев и метро будут брать в бюджете. «Общественный транспорт является социально важной сферой, которая традиционно является дотационной. Если возложить полную стоимость поездок на пассажиров, большинство из них не сможет пользоваться автобусами и метро. Чтобы полностью покрывать расходы, затраты должны увеличиться примерно в два раза. Сравните наши тарифы с европейскими, там они выше в два-три раза», – говорит эксперт.
Повышение тарифов Екатерина Решетова предлагает сравнить с ежегодным ростом цен [инфляция за 2016 год составила 5,4%; по данным Дептранса Москвы, тарифы на проезд в транспорте изменятся в пределах от 0% до 3,8%]: «Есть инфляция, есть повышение тарифов, от этого мы никуда не уйдем».