Как «распилили» Большую Москву
Москва – точно город контрастов с тех пор, как присоединила к себе часть Подмосковья. С одной стороны, километровые пробки и поголовные инновации. С другой – избушки без газа и света и придорожная торговля валенками
Москва – точно город контрастов с тех пор, как присоединила к себе часть Подмосковья. С одной стороны, километровые пробки и поголовные инновации. С другой – избушки без газа и света и придорожная торговля валенками. О настоящей и будущей жизни на новых землях – в репортаже «Собеседника».
Светлое будущее пристегнутых земель
Бабе Нине 94 года, всю жизнь она проработала в подмосковных совхозах и до сих пор содержит свое хозяйство – курятник и огород. Она живет с сыном и внуком в деревне Рогово. До Калужской области отсюда пара километров, до центра столицы – около 80. Но баба Нина теперь тоже москвичка.
– Мы рады, что с 1 июля вошли в «Большую Москву», – уверяет глава местной администрации Роман Атабекян. – Накануне приезжали из мэрии, просили составить список наших проблем. А их немало. Свет, например, постоянно отключают: своей подстанции нет. Зимой это очень опасно, за жителей обидно.
Жителей во всех 19 деревнях поселения около 2500. Само Рогово строилось 30 лет назад как рабочий поселок при совхозе.
Совхоз давно разорился, и на заработки большинство населения ездит в соседнее Вороново, в Подольск, а то и в столицу.
– До Москвы с пересадками часа три, – жалуется местная жительница Надежда Михайловна. – Надеемся, что теперь хоть транспорт нормальный пустят.
До Рогово тоже непросто добраться.
– Пожарные приезжают в лучшем случае минут через 30–40, – говорит Атабекян. – На днях у нас горели сараи, пока машины добрались, от 15 построек одни угольки остались. А теперь у нас будут строить пожарное депо.
Из плюсов объединения – московские льготы. Роговские пенсионеры получают около 5000 руб., а с 1 июля минимальная пенсия поднимается до 12.000. На рост доходов надеются и чиновники – пока средняя зарплата у них 15.000. Мэр Собянин обещал повысить до московского уровня оклады учителей и врачей.
– Но пока нас только подключили к столичной 03, – говорит заведующая Роговской амбулаторией Любовь Недушенко. – И мы теперь в некоторых случаях сможем отправлять детей в московские больницы.
В амбулатории три спеца – гинеколог, терапевт и стоматолог.
– Своей машины, чтобы объезжать больных, у нас нет, – продолжает заведующая. – Надеемся, теперь дадут. А про зарплаты, наоборот, опасаемся. Сельские же надбавки уберут, а у нас с ними выходило неплохо – по 30–35 тысяч.
Поля для гольфа и чиновников
В целом коренные роговцы относятся к новому статусу с оптимизмом. Надеются, что «деревня встряхнется». Но именно этого боятся местные дачники. В сезон их здесь бывает до 25 тысяч, некоторые переехали из Москвы насовсем – в деревне целые улицы застроены новыми особняками.
– Мы на природу детей увезли, а нас и тут достают, – говорит одна из дачниц. – Земля, конечно, теперь растет в цене, и дачу можно продать, но жалко уезжать. А жить рядом с гольф-клубом мы не хотим.
Про «гольф-клуб» мне обмолвились и в администрации. Дело в том, что столичный мэр обещал разбить новые территории на три пояса. И самый дальний из них, в том числе Рогово, станет «рекреационной» зоной.
– Здесь будут санатории, здравницы, кафе построим, – говорит глава поселения. – Все это с сохранением природы. Предстоит грандиозная стройка, а это значит новые рабочие места.
Ну, это не факт. К примеру, в Коммунарке, где будет ближайший к Москве пояс «частичной урбанизации», строят все те же таджики. Причем работают ударно – здесь стройка на каждом углу. Повсюду жилые высотки, рядом внушительный офис Газпрома. А где-то в местных полях планируют соорудить административный центр для федеральных органов власти – министерств и ведомств.
– Да они и так уже все здесь! Коттеджный поселок отгрохали, где Чубайс и Примаков отдыхают, – говорит местный житель Виктор Конев. – Пруд городской себе забрали, огородили. Вообще, последние два года тут стройка бешеная. Будто заранее готовились к этому расширению. А если еще и правительство сюда переберется, будет полный абзац!
Межевание прибыли
Правда, президент Путин идею президента Медведева годичной давности может еще и не поддержать. Вообще, конкретные планы по освоению новых земель до конца неясны. Проекты «Большой Москвы» сейчас разрабатывают архитекторы, и окончательный вариант выберут только осенью.
Но с первых слов Медведева было ясно: новомосковская земля будет дорожать, что бы на ней ни разместили. К тому, чтобы делать на этом деньги, действительно готовились заранее.
– Последние месяцы земля уходила с аукционов с бешеной скоростью, – говорит глава областного антикоррупционного комитета Сергей Королев. – Ведь в Москве ее можно брать только в аренду, а тут до 1 июля разрешалось в собственность. Тут распродавалось все что можно.
Причем зачастую продавцы-чиновники получали не меньшую выгоду, чем бизнесмены-покупатели.
– По трем случаям незаконных торгов уже вынесено решение ФАС, – рассказывает Королев. – А по одному ведут доследственную проверку. В апреле администрация Подольского района продала землю бывшего пионерского лагеря за 1500$ за сотку. А рыночная цена там – 12.000$. Сейчас выясняется, кому, вместо бюджета, пошла эта разница.
Помнится, расширение именно на юго-запад объясняли тем, что там много свободных земель сельхозназначения. На это столице уже можно не рассчитывать – почти все уже занято.
– Помимо лесов, там осталось 15–20%, – продолжает Королев. – Земли Россельхозакадемии и до этого были в аренде, в основном у банковских структур. В последний год их активно стали переоформлять в собственность. А участки помельче выкупались под коттеджи. Сначала формировали их якобы под огороды, а потом собственники переоформляли права под ИЖС. Новым московским властям придется теперь все это выкупать, отсуживать. Что опять породит коррупционные процессы, когда чиновники и собственники начнут договариваться…
Впрочем, те, кто остался за столичным «бугром», все равно завидуют новым москвичам.
– Жаль, что и нас в Москву не взяли, мы от границы всего в километре, – говорит Татьяна Васильева из калужской деревни Папино. – Пусть бы у нас строили, что хотели. Зато какая цивилизация была бы! А то у нас ни транспорта, ни воды горячей. Один ларек на поселок, а цены в нем и так московские.
Мнение
О «Новой Москве» говорили как о «зеленых легких» столицы. У экспертов на сей счет большие сомнения.
– Госдума недавно внесла поправки в Лесной кодекс, и теперь все леса, вошедшие в Москву, при желании могут считаться «зеленым фондом», который можно вырубать под трассу или что угодно, – говорит член Московского общества защиты природы Антон Хлынов. – Притом столичный департамент природопользования нередко продвигает интересы частных структур. Яркий пример – парк Лосиный остров, после того как федеральная земля перешла под опеку столицы.
В 2009-м новый директор за три месяца сдал там более десятка участков в аренду. Некоторые – под свалки. Подобная «природоохранная» политика распространится и на новые территории. Недавно я имел неформальную встречу с человеком, близким к руководству департамента. Он предложил мне разработать экологические требования, регламентирующие хоздеятельность в «Новой Москве». Пожелание было: сделать требования не очень четкими, чтобы их можно было повернуть в удобную для представителей власти сторону. Уже из этого ясно, какой на новых землях будет подход к экологии.
Между тем
После расширения столица приобрела и новые культурные ценности. Надолго ли?
– Здесь тысячи археологических памятников, – говорит зав. отделом историко-археологических исследований Государственного исторического музея Михаил Гоняный. – Но чтобы их найти и доказать неприкосновенность, нужны время и большие деньги. А строительство оказывается более быстрым и прибыльным. Зимой в Ленинском районе под частные коттеджи наполовину разрушили поселение времен Дмитрия Донского. Уничтожили археологический памятник XIV века в Подольском районе. Сейчас мы ведем раскопки под Тарутино, где шли боевые действия 1812-го, находим очень много ценностей. Но боюсь, что и они в итоге пойдут под каток.
Фото Александра Алешкина